Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Понятие и сущность метода цветотерапии

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:

  • Красный — повышает физическую, психологическую активность. Его любят непоседливые, гиперактивные дети. Перенасыщение красного в интерьере может вызвать вспышки агрессии. Цвет стимулирует кровообращение, повышает аппетит. Рекомендуется использовать полезные качества на кухне, в столовой. Не стоит добавлять красные оттенки в спальню: сон будет прерывистым, малыш проснется с плохим настроением.
  • Оранжевый — цвет радости, веселого настроения, его любят шаловливые дети, любители посмеяться. Хорошее решение для лечения депрессии, неврозов, нервных срывов.
  • Желтый — солнечный, вызывающий уверенность, хорошее настроение, помогает развитию памяти. Эффективен против депрессии, угрюмости, страхов. Оказывает благотворное влияние на пищеварение, на нервную систему. Поднимает жизненный тонус малыша. Чаще всего выбирается детьми как самый любимый.
  • Зеленый цвет. Спокойствие, внутренняя гармония, хорошо успокаивает, влияет на сон. Нормализует давление. Эффективен при лечении головной боли. Часто выбирают дети, которым не хватает любви мамы.
  • Голубой — цвет мечтательности. Помогает организму бороться с инфекционными заболеваниями. Его предпочитают тихие спокойные дети.
  • Синий — придает уверенность, спокойствие, его любят уравновешенные, медлительные малыши, которые никогда никуда не торопятся. Понижает давление.
  • Фиолетовый — успокаивающий. Помогает снимать состояния стрессов. Часто фиолетовый цвет выбирают дети с тонкой душевной организацией: ранимые, эмоциональные. Такие дети обладают предрасположенностью к духовному развитию.
  • Белый, черный — ахроматические цвета. Не имеют цветового тона, для терапии используются крайне редко. Выбор малышом этих тонов, особенно, черного, служит тревожным сигналом, что ребенок испытывает стресс. Следует обратить особенное внимание на такого малыша.
  • Тусклый — серый, сигнализирует о неустойчивости эмоционального состояния малыша, который не верит в свои силы, всего боится. Поведение дошкольника, выбравшего серые оттенки следует корректировать яркими желтыми или оранжевыми игрушками, различными деталями интерьера.

Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Для более точечного воздействия цветотерапии, следует определить любимые цвета дошкольника. С помощью знания, как разные цвета действуют на психику малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить агрессивность. Боязливому, плаксивому малышу добавить уверенности в силах.

Самое главное для родителей и воспитателей — привить дошкольнику желание учиться, осваивать новые знания. Умение концентрироваться, выплескивать излишки энергии на уроки физкультуры или в спортивных секциях. Психологическая устойчивость должна позволить дошкольнику выдержать новые учебные нагрузки, без вреда для здоровья.

Автор статьи Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Всем доброго времени суток!
Недавно обратилась в местную частную клинику, где врач (доктор с дипломом МААК, офтальмолог, естественно ), предложил пройти курс цветотерапии. Не совсем поняла, его ли это методика, или же это распространенное явление в медицине. Суть в том, что в начале необходимо пройти обследование по программе «Странник». Там на мониторе появляется картинка, надо запомнить цвета на ней. Потом цвета обращаются и необходимо восстановить первоначальную картину. Таких картинки всего три. И на основании того, как быстро я возвращаю цвета, правильно ли, и еще чего-то, делается анализ о состоянии моего здоровья. Мне это показалось несколько странным для диагностики. Затем, на основании общей картины здоровья, назначается лечение. В него входит биоптрон, лазер для глаз, сама программа «Странник» с быстро-быстро мигающими картинками на мониторе, какой-то лазер для глаз и т.п.
Зачем я так подробно все это перечисляю? Не для рекламы, само собой. Я всегда была склонна к традиционной медицине, подобные методы лечения вызывают определенный интерес, но когда за них приходится выкладывать деньги, начинаются вопросы. В интернете покопалась, но отзывов (не официальных) найти не смогла.
Кто-нибудь лечился по подобной методике или отельным ее составляющим? Можете рассказать, был ли эффект и каков он?

Одной из разработок медицины является цветоимпульсная терапия.

Применяется с помощью специализированных приборов, которые подают в глаза излучения различных видимых цветов.

Их воспринимают не только органы зрения, но и головной мозг. Поэтому эффект образуется на весь организм в целом. У методики есть как показания к применению, так и противопоказания. Поэтому перед использованием рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, чтобы избежать негативных последствий.

Принцип действия цветоимпульсной терапии

Учеными доказано, что воздействие различных лучей на глаза имеет определенный эффект. Для этого применяется следующий цветовой диапазон:

  • оранжевый, желтый, красный – стимулируют, возбуждают нервные клетки в сетчатке и в головном мозге, процедура усиливает деятельность ЦНС;
  • синий, зеленый, голубой, фиолетовый – успокаивает человека, поэтому применяется перед сном, для снижения возбужденного состояния.

Цветоимпульсная терапия имеет влияние на органы зрения, психоэмоциональный фон. Она эффективна при неврологических расстройствах, эндокринных нарушениях, заболеваниях глаз. Эффекта можно добиться, если использовать такую терапию ежедневно. Но между курсами лечения необходимо делать небольшие перерывы.

Показания к применению терапии

Цветоимпульсная лечебная методика показана при следующих состояниях и заболеваниях:

  • офтальмологические нарушения: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, спазм аккомодации, патология сетчатки и зрительного нерва, катаракта, глаукома;
  • нарушение психоэмоционального фона: депрессии, неврозы;
  • эндокринные патологии (заболевания, связанные со снижением функции гипофиза, гипоталамуса, эпифиза).

Важно помнить о том, что воздействие различных цветов не может полностью вылечить патологии организма. Это один из методов комплексной терапии. Только в этом случае возникнет максимальный эффект.

Преимущества цветоимпульсной терапии

Методика имеет множество положительных сторон:

  • возможность использовать терапию при противопоказаниях к другим методам лечения;
  • малое количество противопоказаний и возможных побочных эффектов;
  • неинвазивный метод лечения, то есть ткани, сосуды, нервы пациента не затрагиваются;
  • небольшая стоимость приборов для проведения цветоимпульсов, которые могут позволить себе многие пациенты.

Главным достоинством аппарата является то, что его могут использовать здоровые люди. Тогда снижает риск возникновения какого-либо заболевания, методика способствует улучшению функциональности органов.

Недостатки цветоимпульсной терапии

Применение приспособления имеет также и недостатки:

  • необходимость долгосрочного применения прибора, чтобы появился ожидаемый эффект;
  • воздействие ярких световых лучей, которые могут не переносить некоторые люди, например, при эпилепсии;
  • аппарат не помогает устранить болезни, если она развита значительно, тогда необходимо комплексное лечение.

Недостатков у прибора не так много, поэтому его часто советуют офтальмологии и другие специалисты.

Как проводится лечение

Процедура выполнения не так сложна. Пациент надевает специальные очки на глаза, которые подключены к блоку. На этом блоке необходимо включить программу для подачи цветового сигнала. Каждая программа имеет определенный временной интервал, по завершении которого она выключается.

Необходимо проходить цветотерапию курсами. Например, сначала 3 недели использовать, затем 2 недели не использовать аппарат.

Приборы цветоимпульсной терапии

Существуют приборы для воздействия на глаза различными цветами, которые наиболее часто применяются в офтальмологии:

  • очки Сидоренко – воздействие на глаза цветами различных диапазонов, вакуумный массаж;
  • Визулон – аппарат с несколькими программами, предназначенными для лечения и профилактики заболеваний глаз и нервной системы;
  • очки Панкова – наиболее известный офтальмологический аппарат на основе цветокоррекции, выпускается на рынок уже более 10 лет, является очень надежным.

Рекомендации по подбору очков можно узнать у лечащего врача-офтальмолога. Каждая разновидность устройства имеет показания, противопоказания, возможности побочных эффектов. Поэтому перед использованием аппаратной терапии рекомендуется проводить диагностику состояния органов зрения и всего организма.

Эффективен ли метод цветоимпульсной терапии

Прибор эффективен только в том случае, если применять его продолжительно. Врачами получены достоверные данные о том, что терапия имеет положительный результат для лечения и профилактики заболеваний органов зрения, нервной системы, патологии эндокринных желез.

Чтобы получить максимальный эффект, необходимо приобрести такие очки для домашнего использования, так как не каждый человек сможет постоянно проходить лечение в клиническом учреждении.

Полезное видео

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *