За последние 10 лет невесты постарели на 7 лет — с 22 до 29 лет, чего не скажешь о цыганских невестах, которых принято выдавать замуж, начиная с 9 лет. И хотя сегодня это уже не так строго, всё чаще можно увидеть свадьбы, когда женятся 16-20-летние невесты, традиция выходить замуж как только девочка станет девушкой, жива в цыганских семьях и по сей день.

Вынос платья невесты

Одной из традиций цыганской свадьбы является вынос свадебного платья на суд гостей. Прежде чем невеста оденется, гостям покажут, в чем она будет на своем самом главном дне в жизни. Как правило платье выносит взрослая родственница невесты.

Не важно, какого фасона свадебное платье — главное, чтобы оно было белым.

Вынос подвенечного платья традиционно превращается в шумное веселье.

Нести свадебный наряд невесты — это большая честь и радость.

Свадебные сборы: очень много золота

К свадьбе цыганку готовят родственницы. Девушке делают причёску, помогают надеть свадебный наряд и большое количество украшений из золота — невеста должна сверкать и блестеть, все должны видеть, что она с хорошим приданым.

Старшие женщины дают юной невесте последние напутствия, как себя вести в первую брачную ночь.

Иногда между родственницами возникаю споры относительно образа молодой невесты.

Причёска — важный элемент свадебного образа, поэтому ей уделяют самое пристальное внимание даже цыгане.

Бельё невесты тоже должно быть красивым и новым. На него читают молитвы, чтобы у молодой поскорее наступила беременность.

Иногда причёску невесты украшают диадемой.

Украшений должно быть много и все они обязаны быть из золота с камнями.

Чем больше блеска — тем лучше!

Богатый стол и много гостей

На цыганской свадьбе присутствует от 300 человек и все они — родственники молодых. Тамаду не приглашают, торжество идёт стихийно, по старым обычаям. Стол на свадьбе должен быть богатым, с большим количеством выпивки.

На свадьбу цыган собираются несколько сотен человек.

Стол должен ломиться от яств и выпивки, иначе молодых ждет безрадостная жизнь.

Подружки невесты на свадьбе готовятся к сватовству

Именно на свадьбах родители потенциальных женихов присматривают себе невесток. Девушки должны быть во всей красе, ведь если цыганке 19 лет и она ещё не замужем, то считается старой девой. Особое внимание уделяется наряду и танцам.

Подружки наряжаются в самые красивые платья, надевают туфли на каблуке, чтобы привлечь внимание сватов.

Танцы до упада

На цыганских свадьбах принято танцевать пока ноги не заболят. В пляс пускаются все — невеста с женихом, родители, гости. Ни у кого на свадьбах нет комплексов, поэтому танцы длятся до утра.

Иногда цыганские невесты переодеваются на своей свадьбе в более удобный наряд.

На свадебном торжестве принято много танцевать и веселиться на полную катушку.

Танцевать должны и молодожёны — жених с невестой веселятся наравне со всеми.

Цыганские женщины грустят о своей доле

Цыганские женщины рожают по много детей и рано теряют свою красоту и молодость. Иногда в 40 лет женщины выглядят как пожилые дамы. Возможно поэтому, на свадьбах многие из них грустят и вспоминают свою молодость.

Нарожать детей и ждать, когда замуж надо будет выдавать уже своих детей — вот и вся участь цыганской жены.

А вы хотели бы однажды побывать на цыганской свадьбе?

Если говорить о цыганах, то этот народ считается самым загадочным из всех. Традиции у них передаются из поколения в поколение, тем самым вызывая уважения у окружающих людей. Особое внимание заслуживают не только семейные праздники, но и цыганская свадьба.

Специфика свадебного мероприятия

Торжественное мероприятие у цыганского табора отличается от той, которая проводится русским народом. Обряды и обычаи у некоторых ведут к проявлению интереса. Остальные же впадают в шок и недопонимание. Но любое мероприятие в стане всегда отличается масштабностью, танцами и песнями.

Процесс сватанья

Подготовительные мероприятия перед свадебной церемонией начинаются со сватанья. Чаще всего отец и мать девушки или парня сами ищут своим детям вторую половинку. Их выбор опирается на репутацию и финансовые возможности семьи.

Встречается и такое, когда родители будущих супругов заранее соглашаются воссоединить семьи еще до достижения зрелого возраста их детей. Уже на данном этапе родственники определяли дату праздника и размер выкупа отцу девочки.

Обычаи цыганской свадьбы подразумевают использование двух важных деталей:

  1. березовой ветки или бутылки винного напитка. На такую атрибутику вешают денежные купюры, монетки или золото;
  2. праздничного кулича. Каравай делается по особой рецептуре. Его приготовлением занимаются родственницы будущей жены.

Сваты во главе отца жениха показывают будущим родственникам свои угощения. Если старейшина семьи девушки дает согласие, чтобы поместить их на стол, это является хорошим знаком для проведения свадьбы.

Во время процесса сватанья женщины не должны присутствовать. Договор о заключении брака заключается только между мужчинами.

Главным украшением торжества считаются красные флаги. Этот оттенок приведет к счастью, радости и страсти у цыганского народа. На свадьбу надеваются красные украшения и одежда. Еще обязательной атрибутикой являются красные флаги. Они вывешиваются на жилье невесты и жениха. Ленточками красноватого оттенка украшают костюмы мужчин, которые приглашены на торжество.

Проведение свадьбы в цыганских семьях

Цыганскую свадьбу можно провести в любое время года. Но в приоритете летние месяца. Погода в этот период считается самой лучшей для проведения торжества. Столы располагаются на низком уровне. А гости присаживаются на коврах, которые постелены на земле.

В последнее время цыгане стали праздновать свадьбы в ресторанах и кафе.

Мероприятие длится не меньше 3 дней. Если собираются богатые родственники, то торжество растягивается как минимум на 7 суток.

В первый день проводится девичник. Происходит обряд торга. Потом родные и близкие садятся за накрытые столы. Женщины и мужчины находятся за разными столами. По истечению какого-то времени сваты пожимают друг другу руки, а в конце целуются.

На первый танец невесту провожает отец. Затем в круг приглашаются друзья молодоженов. Танец является завершением первого дня.

Наступает следующий день свадебного торжества. В это время происходит процесс заключения брака. Утром подружки начинают помогать собираться невесте. В доме играет музыка, поются песни и накрываются праздничные столы.

После того как невеста будет готова, она надевает свадебное платье. Цыгане никогда не берут одежду в прокат. Она переходит по наследству от старших сестер. Если девушка первая в семье выходит замуж, то ей приобретается новое платье.

Потом будущая супруга наряженная предстает перед гостями и начинает танцевать. После завершения обряда ее несут в жилище мужа.

Застолье чаще всего проходит в доме жениха или ресторане. Перед тем как сесть за стол, молодую пару благословляют с помощью иконы и каравая, одаривают угощениями и подливают под ноги жидкость с конфетами. Такие традиции помогают супружеской паре жить долго, счастливо и богато.

Во время застолья молодых спроваживают в отдельную комнату. Это необходимо для исполнения супружеского долга.

На третий день готовится суп из баранины. После сказанных тостов и поздравлений родителями выносится приданное девушки в виде постельного белья, подушек, одеяла. Так было в древние времена. Современные же цыгане отдают предпочтение деньгам, золоту и украшениям. Каждую деталь необходимо продемонстрировать всем присутствующим. Таким образом, семья будущей супруги показывает, что она вступила в брак не с пустыми руками, и в случае разлада уйдет со своими деньгами, украшениями и золотом.

Выкуп невесты у цыган

Под выкупом невесты принято понимать компенсацию семье женщины за потерю хозяйки. Еще несколько лет назад выкуп отходил родителям девушки. Но в нынешнее время отец и мать отдают часть денег и украшений молодой семье.

По традициям за празднование платит семья жениха. Чтобы все было красочным и роскошным, отец и мать начинают финансово готовиться к мероприятию после рождения мальчика. Зачастую пышное мероприятие разоряет родителей. Но они отвечают за проведение шикарной свадьбы, так как это говорит о чести и достоинстве семьи.

В последнее время стало допускаться разделение расходов н празднование.

Проведение банкета

У цыган всегда богатый стол. На нем имеется много спиртосодержащих напитков. Еда стоит в большом количестве на любой вкус. Но, несмотря на это, ни один цыган не позволяет себе злоупотребление алкоголем. Для них, если быть пьяным, означает позор.

У мужской и женской половины населения столы существенно отличаются. В центре ставят стол для молодоженов и свидетелей.

Мужчины, которые приглашены на свадьбу, одеты в строгие костюмы. Замужние женщины приходят в традиционном наряде, при этом у них всегда покрыта голова. Если девушки незамужние, то им разрешается прийти на мероприятие в брючном костюме или длинном платье.

Процесс братания

Ни одна цыганская свадьба не может обойтись без братания. Процедура позволяет связать молодых на всю жизнь. Для его проведения будущим супругам необходимо сделать надрезы на пальцах. После того как выбежит немного крови, пальцы скрещиваются между собой.

Несколько отличительных черт торжества

Цыганами никогда не оформляется брак официально. Но если они придерживаются православной религии, то им нужно обязательно обвенчаться.

В день свадьбы невеста не должна ничего говорить. Это будет свидетельствовать об ее уважении к отцу и мужу.

Женщина обязательно живет у своего избранника. Там она становится полноправной хозяйкой.

Традиции у цыган

Одним из главных моментов является первая брачная ночь. Свой супружеский долг молодые исполняют во время празднования.

Для новобрачных заранее готовят комнату или шатер. В древние времена с супругами в одном помещении находились матери или бабушки. Но в нынешнее время женщины ждут новобрачных около двери.

После уединения гостям преподносят рубашку или простынь со следами крови. Они обязательно посыпаются алыми лепестками роз. Невеста же появляется перед приглашенными в красном платье с передником. Голова у девушки теперь всегда должна быть покрыта, ведь она стала официальной женой.

Если невеста не девственница, то брак сразу же расторгается, а на семью накладывается пятно позора. Тогда семейству приходится переезжать. А девушка обрекается на одиночество до конца жизни.

Цыганская свадьба отличается весельем. Но, несмотря на это, семья всегда провожает свою дочь со слезами на глазах.

Это происходит по нескольким причинам.

  1. Замужней женщине из цыганской семьи запрещается ходить в штанах. Теперь ее одеждой становятся платья и юбки ниже колена, а голова всегда покрывается платком.
  2. Нельзя встречаться с подругами.
  3. На молодую жену перекладывают ведение домашнего хозяйства. Теперь она убирает за каждым членом семьи.
  4. Если супруги начинают жить отдельно, то обязанностью жены становится содержание семьи.
  5. Супруга не имеет права перечить мужу.
  6. Женщине категорически запрещено изменять.

Цыганская свадьба основывается на совершении различных обрядов, которые направлены на создание счастливой жизни. Муж и жена в любом случае должны уважать друг друга.

Завершение свадебного торжества у цыган

Свадьба у цыганского народа полна загадочными обычаями и традициями. Еще в древние времена в поселеньях вечером молодые люди уходили в спальню в сопровождении 2-3 женщин, к которым уважительно относились родственники. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в том, что у девушки жених является первым и последним избранником. После этого одна из женщин выносит на подносе простынь с пятнами крови. Этот обряд принято называть Выносом чести. Дальше выходят супруги. Невеста принимает поздравления от родных и близких.

Если девушка не сохранила честь до свадьбы и простынь оказалась чистой, а значит ее ждет позор, унижение и одиночество на всю оставшуюся жизнь. Брак в таком случае считается недействительным, а родители невесты должны возместить всю сумму, потраченную на мероприятие.

Даже современные цыгане строго придерживаются древних традиций. Но если праздник проводится в ресторане, то совершение обряда о выносе чести переносится на ночь. А во время торжественной церемонии молодые исчезают лишь формально. В это время невеста надевает платье красного цвета и снимает фату. Такой обряд говорит о согласии женщины принять новый статус.

Благословение брака у цыган

После того как честь женщины доказана, а брак одобрен родственниками, молодых благословляют с помощью иконы и хлеба. В руках икону могут держать только члены высших слоев. Хлеб готовят женщине, которые уже построили семью и славятся богатством и счастьем. Считается, что такой обряд помогает напитать хлеб положительной энергетикой. Перед женихом и невестой читаются молитвы. После этого они должны поцеловать икону и откусить хлеб.

Некоторые цыгане проводят обряд братания. Молодым необходимо сделать надрезы на пальцах и прислонить их друг к другу, когда пойдет кровь. Именно с этого момента жену и мужа можно считать кровными родственниками, которые навечно связаны.

Цыганская свадьба богата своими традициями. Каждый из них чтит и уважает правила, которые были придуманы предками. Но, стоит отметить, что у цыганского народа не существует такого понятия, как развод. Это объясняется тем, что они не регистрируются в ЗАГСах. Просто если одного супруга что-то не устраивает, то достаточно об этом сказать и уйти обратно в родные края. Но это бывает крайне редко.

Помните душещипательную историю любви Будулая и простой деревенской женщины Клавдии? А жгучей красавицы Рады и гордого Лойко? Преисполненные романтики персонажи многих фильмов и литературных произведений о цыганах создали в нашем воображении яркие, колоритные образы народа, живущего в шатрах под открытым небом. На самом деле это самый закрытый этнос, о нем мы мало что знаем — за исключением мифов, которые шлейфом стелются вслед за табором. Что есть цыганская правда, выясняла корреспондент «ВВ».

Табор не уходит в небо

Цыган неспроста прозвали кочевым народом: в прежние времена они странствовали по всему миру. Как правило, на это был ряд причин — от экономических до личных. Но до сих пор точно не установлено, выходцами из какой страны они являются. Есть версия, что из Индии. С таким предположением сами цыгане не совсем согласны. В частности, руководитель витебской диаспоры Константин Банковский смотрит на это скептически:

– Если бы все мы происходили из одного места, то понимали бы друг друга. Но это не так, даже у цыган-латышей язык совершенно другой. К тому же нельзя назвать нашу культуру общей. На это влияют географическое расположение и религия того государства, где живет народ рома. Мы, например, относимся к русским цыганам и исповедуем православие, крымские — мусульмане, а хорватские — католики. В Витебской области проживает порядка 2000 цыган.

Несмотря ни на что, у народа рома есть свой флаг и гимн, утвержденные в 1871 году на I Всемирном цыганском конгрессе в Лондоне. Тогда же они объявили себя единой нетерриториальной нацией. Известно, что долгое время цыгане занимались цирковым искусством, ремеслом и коневодством. Кочевой образ жизни не позволял властям присмотреться к рома. Дабы закрепить их на месте, в 1927-м в Витебском районе был создан первый в СССР цыганский колхоз «Новае жыццё», некоторое время работала этническая школа.

В Великую Отечественную войну рома пришлось несладко: нацисты уничтожали их наравне с евреями. Точку в кочующем образе жизни послевоенных переселенцев поставил принятый в 1956 году Указ Президиума Верховного Совета «О приобщении к труду цыган, которые занимаются бродяжничеством». И хотя социальная организация цыган прочно ассоциируется у нас со странствующим табором, сейчас большинство из них предпочло скитаниям по свету оседлость: они строят дома и квартиры, поколениями живут на одном месте. Так что кочующим народом их назвать уже нельзя.

Свадебные обычаи

Каждый из нас имеет собственное мнение о цыганах. Но в большинстве сходится в одном: оно негативное. Мы боимся проходящих мимо женщин в длинных юбках, потому есть случаи, когда «позолотившие ручку» граждане лишались своих накоплений. Такое поведение соплеменников глава диаспоры называет не иначе как безобразием. Тем не менее считает, что на это их толкает тяжелое финансовое положение.

– Цыган редко берут на работу. А что делать, если у тебя несколько детей? Любая мать пойдет на крайности. Вот и получается, что по поступкам отдельных людей судят о всей нации, – рассуждает Константин Банковский.

Он не скрывает, что цыганам не хватает образования: ребятишки слабо посещают школу и дальше 9-го класса учатся крайне редко, приобщаясь к взрослой жизни. Это сложилось исторически. Одним из усугубляющих факторов являются ранние браки, когда замуж выдают 14-летних девочек. Кстати, такие браки составляют без малого 50% . На этот шаг многие семьи вынуждает бедность.

Дело в том, что замужняя женщина переходит жить к мужу, а значит, ее родителям становится легче содержать остальных детей. А еще старшие опасаются, что молодежь разгуляется и испортится, поэтому спешат объединить юные сердца. Цыганская беспроводная связь работает безотказно: стоит только подрасти невесте, о ней наведут все справки, и чем достойнее девушка, тем больше калым. Если договоренности достичь не удается, иногда женихи крадут невест, и родителям ничего не остается, как смириться. Кстати, в загсе свои отношения рома не регистрируют.

Размах цыганских свадеб зависит от благосостояния семей, но родители молодых выкладываются по максимуму, даже залезают в долг. Шутка ли — приглашенных не меньше сотни! Много еды, песен, танцев — все как положено. Но есть ряд особенностей: во-первых, сумма наделения молодоженов объявляется вслух, так что никаких пустых конвертов, и каждый гость старается дать как можно больше. Во-вторых, свадьба может в один момент закончиться, если выяснится, что невеста не была целомудренной. Тогда на ее семью ложится не только страшный позор, но и вся финансовая нагрузка за сорванный банкет.

Кстати, положению цыганских женщин не позавидуешь, ведь в семьях рома царит патриархат: мужчинам ни в коем случае нельзя перечить – как решил хозяин, так и будет! Так что, вопреки легендам личная жизнь цыганок достаточно праведная, полна труда и забот, а безумным страстям в ней просто нет места.

Несмотря на то, что народ ревностно следит за чистотой своей крови, сердцу, как говорится, не прикажешь: бывает, что белорусы женятся на цыганках, а цыгане — на белорусках.

Сами цыгане понимают, что ранние браки в современной жизни мешают развитию их детей, поэтому многие против и прикладывают все усилия, чтобы их чада получили образование. Многодетные семьи теперь большая редкость, обычно воспитывается 2-3 ребятишек. Способности к обучению у них есть, уверена педагог одной из витебских школ. Правда, им сложно понять, почему нужно проводить на уроках определенное время, давят ограничения и обязательства.

Но самое выдающееся качество цыганских ребят — дисциплина: всегда учтивы со старшими и охотно выполняют любые поручения. Если нужно вымыть доску, то до блеска ее надраят. А еще ни за что не выдадут своего проштрафившегося товарища, умеют дружить.

Супруга главы диаспоры Людмила Банковская — настоящая цыганка — с удовольствием вспоминает свои школьные годы. Училась, говорит, на одни пятерки, но поступать куда-то не решилась, потому что не позволяло родительское благосостояние.

Не только песнями живы рома

Очередной миф — цыгане не обременяют себя официальным трудоустройством. Людмила Петровна с 16-ти лет работала на фабрике «Знамя индустриализации», была там мастером. Не сидят без дела представители ансамбля «Романы рат» Самира, Амира и Руслан. Их родители всегда зарабатывали честным трудом, к чему приучили и детей. Руслан мебельщик, а девушки, получив высшее образование, также нашли свое место. Знакомы эти ребята давно и долго шли к созданию ансамбля. Пока коллективу только год, но он уже снискал популярность среди белорусов и представителей цыганского сообщества.

На жизнь молодежь не жалуется. Ребята убеждены, что каждый может добиться успеха. Хотя есть трудности во взаимоотношениях с местным населением. Бывало, даже выталкивали из общественного транспорта, не раз приговаривалось вслух, что, мол, вот это цыганье, и тому подобное. Молодые люди зла не держат, хотя бывает неприятно.

– Когда мы где-то выступаем, люди отпускают шутки наподобие «прячьте кошельки», но кто нас хорошо знает, тот уверен в нашей порядочности. А еще был случай: пели и танцевали на улице во время «Славянского базара», а ребенок из толпы выкрикнул: «Мама, это тети-воровки, они меня заберут!» Но наш народ никогда не воровал детей, потому что у нас обычно большие семьи, которые прокормить не так-то просто. Мы считаем, что нельзя предвзято относиться ко всей нации, совершенно не зная тонкостей менталитета и внутрисемейных отношений, – цыгане, как и белорусы, бывают разные. Поэтому хотим показать нашу культуру, – говорит Самира.

А еще она рассказала одну забавную историю. Как известно, традиционно цыганки ходят в длинных юбках. Самира свято чтит устои, но как незамужняя девушка позволяет себе некоторые вольности, одеваясь так, чтобы особо не выделяться среди белорусок. Наверное, потому цыганское сообщество на Борисовском вокзале не рассмотрело в ней родных черт и начало приставать с предложениями погадать: положи денежку, заверни в бумажку! Понимая, что нужно помочь — свои же, да и рядом терлись чумазые голодные ребятишки, Самира намеревалась расстаться с деньгами и без этого спектакля, но не успела и слова сказать, как ее окружили и начали галдеть со всех сторон. За этим наблюдали прохожие. Наконец одна женщина не выдержала и, подойдя к цыганкам, взяла Самиру под локоть. Затем со словами «Пойдем, Катя!» буквально отбила у навязчивых гадалок. Эта история очень впечатлила девушку — такую же смуглую и темноволосую, говорящую и живущую по-цыгански.

Интересные факты

Говорят, дар предсказания и гипнотические способности у цыган передаются по наследству. Но есть и другое толкование уличных гаданий — сплошное выманивание денег. Людмила Банковская уверена, что на улицу настоящие прорицательницы не выходят. Среди молодежи их очень мало, в основном это пожилые женщины. А вот доверчивых и неуверенных в себе людей, жаждущих узнать свое будущее, куда больше. Цыганки — прекрасные психологи, и в толпе людей они всегда узнают свою жертву. А потом только от нее зависит, услышит ли она то, что хотела.

Вы не найдете на Витебщине ни одного некрещеного цыгана, потому что в жизни этого народа вера на первом месте. Рома традиционно пекут булки на Пасху и вместе с нами встречают Рождество, в их домах непременно есть иконы. Еще один интересный факт: Библия на цыганском языке появилась благодаря уроженцу Витебска Вальдо Калинину, который в 90-х уехал жить и работать в Лондон. Цыган по происхождению, в свое время он окончил факультет германской филологии Тверского университета, и знаком многим как поэт-переводчик. Впрочем, известных рома не так и мало. К ним можно отнести виртуозного комика Чарли Чаплина, великого артиста с чарующим голосом Николая Сличенко, певицу Валентину Пономарёву, современного исполнителя Александра Бердникова и многих других.

Многие думают, что национальное блюдо цыган – печеные ежики. Но о нем местные рома лишь слышали, а в глаза не видели. Вполне возможно, его и вовсе не существует. Хотя мало ли что могло быть в прежние времена. Современные рома любят мясо, овощи, пекут лепешки и делают вареники с различными начинками. Кстати об их размерах — они огромные, с лапоть, даже котлеты — с хороший кулак.

Считается, что человек может постесняться взять себе добавку, не насытившись, поэтому порции подаются с расчетом, чтоб уж наверняка. Как и у нас, в каждой семье есть свои коронные блюда. А сало некогда кочевой народ называет самой цыганской едой, поэтому кто может, непременно держит скот. Когда приходит время убоя, туша делится между большим количеством родственников — таковы традиции.

Еще один момент, который прочно ассоциируется у нас с цыганами — существование барона, некого обеспеченного мужчины, который держит своих соплеменников под контролем. Это очередной миф. В нашей стране цыгане живут по тем же государственным законам, что и мы, но в силу малообразованности они испытывают определенные трудности в их понимании.

Переговорами с местными властями и милицией от лица цыган Витебщины занимается старейшина диаспоры — Константин Банковский, а когда речь идет о внутриобщинных спорах, они решаются на совете аксакалов, самых достопочтенных и уважаемых цыган. Особо важную роль играют умудренные опытом пожилые люди. Кстати, эта категория всегда пользуется большим уважением, поэтому молодежь не имеет права повести себя неподобающим образом в их присутствии. Факт: ни один рома не заканчивает свою жизнь в престарелом доме!

***
Вот такие они — цыгане. Вроде и живут рядом с нами, но всегда отдельно. Странный, мистический народ, не терпящий чужаков и не набивающийся в друзья. Они строго соблюдают свой кодекс, и, наверное, в этом их сила.

Фото из открытых источников.

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Невесте — 14, жениху — 11 лет. Скажите невозможно? Отнюдь. Цыгане женятся рано. Поэтому многие воспринимают цыганскую свадьбу как бракосочетание без ограничений и традиций. Но цыгане женятся в довольно раннем возрасте не просто так. Они считают, что молодая девушка легче и быстрее привыкает к новой семье.

Если под крышей красные флаг или лента — значит в доме свадьба. На этой улице они развеваются на двух домах. Жених и невеста живут друг напротив друга. Диана и Крымо — одноклассники. Правда, больше в школу они не пойдут. С завтрашнего дня у них начнется взрослая семейная жизнь, несмотря на то, что невесте всего 14, а жениху — 11 лет.
Ловари Михай, отец жениха: «У нас законы такие. Чтобы он не гулял, чтоб мужик был! Чтобы по кабакам, по ресторанам не валялся. Понимаете, как у нас? Чтобы мужик был!»

Жену сыну выбирает отец. Мнение молодоженов при этом не учитывается. Пару лет назад Ловари приглянулась дочка соседа. Семьи сразу же договорились о предстоящей свадьбе. За невесту у цыган положен выкуп. Диане подарили золотые украшения. Сын выбором отца остался доволен.
Крымо Михай, жених: «Моя жена красивая, хорошая, добрая. Мы вместе с ней в школе учились в одном классе».

Всем гостям раздают розовые ленты — символ радости и семейного счастья молодоженов. Невесте вплетают ее в фату, надевают фамильные драгоценности — кулоны, серьги и перстни. Мечта любой цыганской девушки — умный, красивый и богатый муж. И, хотя, самой выбирать не пришлось, мечта Дианы сбылась — Крымо учился в школе только на четверки и пятерки.
Диана Михай, невеста: «Я очень волнуюсь. Все-таки замуж выхожу. Всего 14 лет».

Цыганская свадьба и регистрация брака в ЗАГСе — вещи несопоставимые. Если молодые решат официально оформить отношения, то сделать это они могут только после свадьбы. Цыганской свадьбы.

Пир на цыганской свадьбе начинается с самого утра. Отмечают бракосочетание одновременно и в доме жениха, и в доме невесты. Гуляют всем табором несколько дней. Платит за цыганскую свадьбу по традиции семья жениха. Деньги родители начинают откладывать сразу после рождения мальчика.

Борис Михай, дедушка невесты: «Я приехал из Тюмени. Специально на свадьбу, моя внучка замуж выходит. И меня вызвали, я приехал самолетом через Москву. Вот сегодня, только сейчас прилетел».

Сразу после свадьбы Диана останется в доме супруга. О детях молодоженам думать рано — сами еще дети. Пока невестка будет привыкать к новой семье и помогать вести хозяйство. Разводов после цыганских свадеб не бывает. Женятся цыгане рано, но навсегда.

Источник: Липецкое время там же находится видео со свадьбы 🙂

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.

Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

— Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

— У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из Стромилово, и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?

В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

— Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

— Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

— В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.

Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

— Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан.

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.

Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

— Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

— Ты табор ведешь?
— Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *