• Поиск
  • Все вузы России
  • Вузы Москвы
  • Вузы Санкт-Петербурга
  • Дистанционное образование
  • Отзывы о вузах
  • Рейтинги вузов
  • «Лучший вуз России»
  • Выбираем образование
  • Юридическое образование
  • Как стать успешным юристом
  • Профессия экономист
  • Экономика и финансы
  • IT-технологии и телекоммуникации
  • Программирование
  • Профессия психолог
  • Религиозное образование
  • Культурное образование
  • Медицинское и фармацевтическое образование
  • Специальности
  • Специальности вузов
  • Подбор по профессии
  • «Лучшие программы вузов»
  • Поступление
  • Словарь абитуриента
  • Образование за рубежом
  • Поступление в вуз
  • ЕГЭ
  • Итоговое сочинение (изложение)
  • Олимпиады для поступления
  • Все о втором высшем образовании
  • Все о высшем образовании
  • Поиск
  • Все колледжи России
  • Колледжи Москвы
  • Колледжи Санкт-Петербурга
  • Дистанционное образование
  • Специальности
  • Специальности колледжей
  • Подбор по профессии
  • Поступление
  • Поступление в колледж
  • Все об образовании в колледже
  • Словарь абитуриента
  • Рейтинги
  • «Лучший колледж России»
  • Рейтинги колледжей
  • Рейтинги специальностей
  • Поиск
  • Курсы подготовки
  • Курсы повышения квалификации
  • Дистанционное образование
  • Виды курсов
  • Бизнес-курсы
  • Компьютерные курсы
  • Подготовка к экзаменам
  • Курсы развития личности
  • Иностранные языки
  • Курсы мастерства
  • Творчество и хобби
  • Детский отдых
  • Учебным заведениям
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск
  • Программы ДПО
  • Дистанционное образование
  • Курсы повышения квалификации
  • Профессиональная переподготовка
  • О дополнительном образовании
  • Все о дополнительном образовании
  • Послевузовское образование
  • Второе высшее образование
  • Учебным заведениям
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск
  • Программы МВА
  • General MBA
  • Specialized MBA
  • Mini-MBA
  • DBA
  • О MBA
  • Все о бизнес-образовании
  • Дополнительное образование
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск дистанционных программ
  • Высшее образование
  • Среднее профессиональное
  • Курсы подготовки
  • Бизнес-образование. MBA
  • Подробнее
  • Формы дистанционного обучения
  • Все о дистанционном образовании
  • Поиск описаний
  • Специальности вузов
  • Специальности колледжей и техникумов
  • Поиск вуза по специальности
  • Как выбрать специальность
  • Подбор по экзаменам ЕГЭ
  • Подбор по профессиям
  • Рейтинги
  • Рейтинг отраслей науки
  • «Лучшие программы вузов»
  • Рейтинг специальностей вузов
  • Рейтинг специальностей ссузов
  • Отрасли образования
  • Юридическое образование
  • Экономика и финансы
  • IT-технологии и телекоммуникации
  • Медицинское образование
  • Культурное образование
  • Религиозное образование
  • Поиск описаний
  • Справочник профессий
  • Выбор профессии
  • Как выбрать профессию
  • Тесты на выбор профессии
  • Статьи о выборе профессии
  • Какие бывают профессии
  • Эссе о профессиях
  • Один рабочий день
  • Интервью со специалистами
  • Сочинения о профессиях
  • Рейтинги
  • Рейтинги профессий. TOP-300
  • Выбираем профессию вместе
  • Другие рейтинги профессий
  • Тесты для школьников
  • Тесты по школьным предметам
  • Тесты на выбор профессий
  • Психологические тесты
  • Тесты по школьным предметам для 8-11 классов
  • Русский язык
  • Математика
  • Биология
  • Обществознание
  • История
  • Химия
  • Информатика
  • Физика
  • Литература
  • География
  • Физкультура
  • МХК
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Татарский язык
  • Татарская литература
  • Технология
  • Экономика
  • ОБЖ
  • Астрономия
  • Объявления репетиторов
  • Каталог репетиторов
  • Бесплатная регистрация
  • Полезное
  • Педагогическое сообщество
  • Учителю о сайте
  • Тесты для ЕГЭ и ГИА
  • Уроки по профориентации
  • Основная профессиональная образовательная программа реализуется по виду:

    Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.

    На обучение в очной форме прием осуществляется на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Срок обучения 3 года 10 месяцев Присваиваемая квалификация — менеджер социально-культурной деятельности.

    На обучение в заочной форме прием осуществляется на базе среднего (полного) общего образования. Срок обучения 2 года 10 месяцев Присваиваемая квалификация — организатор социально-культурной деятельности.

    Область профессиональной деятельности выпускников: разработка и реализация социально-культурных программ, организация и постановка культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.

    Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

    • организации социально-культурной сферы независимо от их организационно-правовых форм;
    • учреждения культурно-досугового типа;
    • региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
    • дома народного творчества;
    • социально-культурные и культурно-досуговые программы;
    • культурно-просветительные и культурно-массовые мероприятия; театрализованные представления.

    Организатор социально-культурной деятельности готовится к следующим видам деятельности:
    Организационно-управленческая деятельность.
    Организационно-творческая деятельность.

    Менеджер социально-культурной деятельности готовится к следующим видам деятельности:
    Организационно-управленческая деятельность.
    Организационно-творческая деятельность.
    Менеджмент в социально-культурной сфере.

    Организатор социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    Организатор социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

    Организационно-управленческая деятельность.
    ПК 1.1. Разработать и реализовать социально-культурные проекты и программы.
    ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.
    ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
    ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.
    ПК 1.5. Использовать современные методики организации социально-культурной деятельности.

    Организационно-творческая деятельность.
    ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
    ПК 2.2. Разрабатывать и реализовать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
    ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений.
    ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.
    ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.

    Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

    Организационно-управленческая деятельность.
    ПК 1.1. Разрабатывать и осуществлять социально-культурные проекты и программы.
    ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.
    ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
    ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.
    ПК 1.5. Использовать современные методы организации социально-культурной деятельности.
    ПК 1.6. Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении культуры.
    ПК 1.7. Определять приоритетные направления социально-культурной деятельности.
    ПК 1.8. Использовать различные способы сбора и распространения информации в профессиональной сфере.

    Организационно-творческая деятельность.
    ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
    ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.
    ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
    ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.
    ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.
    ПК 2.6. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки эстрадных программ и номеров.
    ПК 2.7. Осуществлять деятельность аниматора.

    Менеджмент в социально-культурной сфере.
    ПК 3.1. Обеспечивать эффективное функционирование и развитие учреждения социально-культурной сферы.
    ПК 3.2. Использовать знание в области предпринимательства в профессиональной деятельности.
    ПК 3.3. Участвовать в финансово-хозяйственной деятельности учреждений социально-культурной сферы.
    ПК 3.4. Работать с коллективом исполнителей, соблюдать принципы организации труда.
    ПК 3.5. Использовать информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональных целях.
    ПК 3.6. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.

    МЫ РАБОТАЕМ ТАМ, ГДЕ ДРУГИЕ ОТДЫХАЮТ!

    Социально-культурная деятельность (по видам).

    • Ты стремишься выбрать профессию, которая поможет тебе приносить радость людям?
    • Ты видишь свое будущее ярким и интересным?
    • Ты ищешь профессию, которая связана с досугом, общением, творчеством?

    Тогда тебе на специальность Социально-культурная деятельность.

    Что такое социально-культурная деятельность?

    Социально-культурная деятельность — это:

    • внешкольная (внеучебная, внеклассная) деятельность учащейся молодежи;
    • шоу-бизнес, концертно-зрелищная деятельность;
    • научно-просветительская деятельность музеев, галерей, выставочных залов;
    • культурно-досуговая деятельность клубов, домов и дворцов культуры, парков культуры и отдыха, культурно-досуговых центров.

    В связи с требованиями рынка труда новая специальность готовит специалистов, которые не только разрабатывают сценарии, организуют и проводят мероприятия, но и могут творчески представить и презентовать свой продукт, свои услуги на современном рынке труда.
    Знания, умения, практические навыки, получаемые в процессе изучения дисциплин специальности, являются базой на которой специалист, осуществляет свою профессиональную деятельность.

    В рамках изучения специальных дисциплин студенты знакомятся с:

    • основами сценарного и режиссерского мастерства;
    • методикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ;
    • работой учреждений социально-культурной сферы;
    • основами менеджмента и маркетинга в сфере культуры и искусства;
    • рекламой в социально-культурном сервисе;
    • обычаями, обрядами и особенностями проведения календарных праздников народов Поволжья, что является основой для поддержания профессионального уровня культурно-досуговых программ.

    В процессе обучения студенты развивают творческую фантазию, воображение, учатся работать в команде на таких дисциплинах специальности, как «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений», «Режиссура эстрадных программ», «Режиссура игровых программ», «Основы актерского мастерства», «Основы драматургии и сценарного мастерства», «Словесное действие», «Сценическая пластика», «Техника сцены и сценография», «Музыкальное оформление культурно-массовых и театрализованных представлений», «Грим», «Изготовление реквизита и декораций», «Финансирование культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений».

    Спектр деятельности специалиста:

    • разработка, подготовка и проведение любых мероприятий:
    • массовые праздники, концерты, фестивали, юбилеи, корпоративные праздники, презентации, открытия, PR-акции, конференции, национальные праздники и обряды, свадьбы, наречение имени, крестины, конкурсные и игровые программы, культурно-спортивные праздники, олимпиады, спартакиады, выпускные вечера, шоу — программы.
    • предпринимательство в социально-культурной сфере.

    Выпускник готовится к профессиональной деятельности в качестве постановщика – организатора, ведущего культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, методиста, преподавателя дисциплин специальности в учреждениях социально-культурной сферы, культурно-развлекательных центрах, занимают руководящие должности, многие выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях.

    Выпускник специальности «социально-культурная деятельность», менеджер социально-культурной деятельности — профессия для тех, кто хочет всегда быть востребованным!

    Вопросы для самопроверки

    1. Определите составные части инструментария технологи­ческого процесса социально-культурной деятельности и дайте им характеристику.

    2. Что такое «средства социально-культурной деятельности», какова их классификация.

    3. Каково значение формы в технологическом процессе? Приведите примеры удачного выбора формы в социально-культурной деятельности.

    4. Что такое «метод социально-культурной деятельности»? Дайте общую классификацию методов социально-культурной дея­тельности.

    Литература

    1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

    2. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.

    3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998.

    5. Новаторов В. Е. Культурно-досуговая деятельность: Сло­варь-справочник. Омск, 1992. }

    6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

    7. Современные технологии социально-культурной деятель­ности: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

    8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА М., 2002.

    Тема 1.6. Профессионализм и мастерство технолога —

    Проблема профессионального мастерства специалистов соци­ально-культурной сферы вызывает пристальный интерес как у практи­ков, так и у теоретиков-исследователей социально-культурной дея­тельности.

    Объясняется это тем, что специалист, работающий в социо-культурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способно­стями, способностями к публичной творческой деятельности.

    Меняются современные критерии готовности к профессио­нальной деятельности, требования к отбору специалистов при уст­ройстве на работу — он должен быть юридически грамотным, вла­деть экономическими знаниями, поскольку социально-культурная сфера носит как некоммерческий, так и коммерческий характер.

    Такой специалист должен быть готов к постоянной работе над повышением собственного профессионального уровня, уметь регу­лировать и координировать деятельность коллектива, быть комму­никабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально-культурной деятельности, возвышая их до достойного духовного уровня.

    Современный период социально-культурной деятельности характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющих в себе творческое, коммер­ческое, духовно-нравственное начала. Появляются новые специаль­ности, возрождаются, казалось бы, давно забытые профессии в сфе­ре управления культурой:

    — музыкальный продюсер;

    — персональный менеджер;

    — импресарио, или промоутер;

    — агент, работающий с профессиональными актерами, ре­жиссерами, художниками, топ-моделями и т.д.;

    — продакшн-менеджер, или заведующий постановочной частью;

    — куратор выставки;

    — владелец галереи;

    — кинопродюсер;

    — менеджер проекта;

    — продюсер культурно-досуговых программ;

    — арт-менеджер и др.;

    — технолог социально-культурной деятельности.

    Специалист, работающий сегодня в социально-культурной сфере — личность разноплановая. Он должен сочетать в себе качест­ва руководителя, экономиста, организатора, управленца, творца, социального работника, педагога, психолога, рекламиста, специали­ста по связям с общественностью и т.д. и т. п. О таком можно ска­зать, что это Богом отмеченная личность.

    Какими же профессиональными знаниями, навыками и уме­ниями должен обладать такой специалист? Какие качества личности необходимы для подобной деятельности?

    До недавнего времени предполагалось, что качества руково­дителя и творческого человека являются в большей мере врожден­ными, а не приобретенными.

    Изучая личностные качества известных управленцев, психо­логи Лондонской школы бизнеса пришли к выводу, что наибольше­го успеха достигает та личность, которая отвечает следующим ха­рактеристикам:

    — является первым ребенком в семье;

    — имеет ярко выраженное желание достичь жизненного успе­ха и серьезно относится к строительству своей карьеры;

    — обладает мощной жизненной энергией, не разочаровывает­ся при временных неудачах, сопротивляется возникающим пробле­мам;

    — обладает способностью к долгосрочным прогнозам;

    — очень целеустремленна;

    — социально и политически активна;

    — интровертна;

    — мало зависима от обстоятельств и области деятельности;

    — обладает способностью определять приоритеты в деятель­ности.

    Среди важных качеств личности можно отметить и такие, как:

    — способность работать с «большим кругом людей»;

    — умение брать ответственность за выполнение важных задач;

    — стремление к достижению значительных целей. Исследование профессиограммы менеджера социально-культурной сферы, проведенное С.А. Касаткиной в Московском государственном университете культуры и искусств, позволило ей сформулировать и систематизировать профессиональные умения и личностные качества специалиста.

    Такой специалист должен обладать следующими способно­стями, навыками и умениями;

    — способностями стратегического и системного мышления;

    — организаторскими умениями;

    — педагогическими умениями;

    — социально-психологическими навыками;

    — хорошим здоровьем и умением его сохранять;

    — практическим опытом работы.

    По мнению опрошенных студентов и выпускников МГУКИ, менеджеру необходимы знания: экономики, юриспруденции, пси­хологии, культурологии, социальной политики и др.

    В сфере менеджмента опрошенные считают необходимой компетентность:

    — в области стратегии и тактики объектов управления в своем секторе рынка (система организаций, смежных фирмах, партнерах, конкурентах, потребителях, подчиненных);

    — в методах управления (экономические, финансовые, соци­ально-психологические);

    — в области структуры управления (технологические цепоч­ки, организационная структура, оборотные и основные финансовые средства, принципы логистики);

    — в области ресурсов (материальные, финансовые, кадровые);

    — в области норм и нормативов (финансовые, правовые, та­моженные, экологические, безопасности труда и др.).

    Среди личностных качеств будущие специалисты выделили следующие:

    — ответственность;

    — целеустремленность;

    — инициативность;

    — способность к нововведениям;

    — работоспособность;

    — настойчивость;

    — дисциплинированность;

    — терпение и такт.

    Современное поколение менеджеров, работающих в социаль­но-культурной сфере, отличают не только развитые личностные качества и организационные способности, но и высокая мобиль­ность, обширные личные контакты, сильная харизма, умение убеж­дать и вести за собой. Поколение современных управленцев в сфере культуры должно овладеть азами психологии победителя. И вряд ли это могут быть лишь врожденные данные; их настойчивое воспита­ние открывает путь к любимой профессии целому отряду людей одаренных, но не имеющих ярко выраженных качеств лидера.

    Большинство исследователей-психологов и педагогов пола­гают, что профессионально значимые качества можно развить пу­тем целенаправленной работы по самовоспитанию и в ходе профес­сионального обучения.

    Рассматривая показатели профессиональной компетентности социокультурного менеджера, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» предлагают понимать эту компе­тентность как концептуальную основу профессиональной управ­ленческой деятельности и сводят ее к следующей схеме.

    Если профессиограмма менеджера социально-культурной деятельности разработана в достаточной степени, то профессио­грамма социокультурного технолога находится в процессе станов­ления. Ему не в меньшей степени, чем менеджеру, необходимо об­ладать знаниями, умениями и навыками управленца, но есть и су­щественные отличия, которые проявляются на уровне освоения знаний, в видах деятельности, умениях и навыках, профессиональ­ном мастерстве.

    Методологические знания в понимании общих принципов по­знания социально-экономических и политических явлений и про­цессов, происходящих в обществе, являются для тех и других базо­выми, но теоретические и технологические знания имеют некото­рые отличия.

    Теоретические знания, которыми должен обладать технолог, работающий в социально-культурной сфере, должны строиться на знании:

    — конкретных управленческих и технологических моделей формирования коллектива и личности;

    — механизмов общественно-психологических явлений и пу­тей их формирования;

    — психологии, индивидуально-психологических и возрас­тных особенностей личности;

    — психологических основ обучения и воспитания;

    — педагогических закономерностей организации этих про­цессов в условиях свободного времени и неформальных отношений.

    Технологические знания включают в себя знание видов про­фессиональной деятельности: педагогической, художественно-творческой, организаторской, управленческой; знание основных способов, форм, методов этой деятельности.

    Отличия проявляются и в навыках и умениях, необходимых технологу в профессиональной деятельности. Ему необходимы на­выки и умения:

    — управления системой отношений, общения, организации обучения, воспитания и развития личности и коллектива;

    — управления самовоспитанием и саморазвитием личности:

    — управления собственным развитием, собственным психи­ческим состоянием, совершенствования профессиональной культу­ры и мастерства.

    Особое место в обучении технолога отводится владению кон­кретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными категориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, мас­совые.

    Профессиональные знания, умения и навыки технолога соци­ально-культурной сферы являются начальной школой, своеобраз­ной базой становления профессионального мастерства специалиста.

    Профессор Н.К. Бакланова в учебном пособии «Профессио­нальное мастерство специалиста культуры» определяет объектив­ные и субъективные факторы, влияющие на становление профес­сионального мастерства. Она обращает внимание на то, что профес­сиональное мастерство представляет собой систему знаний, умений, навыков и профессионально важных психических свойств и качеств личности, отвечающих требованиям профессионализма и необхо­димых для становления мастерства.

    Выделяются три группы объективных знаний, умений и на­выков: организационно-педагогические (технологические), соци­ально-психологические и психолого-педагогические.

    Субъективные факторы включают качества, характеризую­щие индивидуальность личности, уникальность ее мастерства. К ним можно отнести:

    — характер интересов специалиста, определяющий систему его ценностных ориентации;

    — степень развития способностей, психических свойств, ка­честв, особенностей познавательной, эмоциональной и волевой сферы;

    — уровень освоения профессиональной деятельности.

    Профессиональная направленность интересов личности нахо­дит отражение в адекватном понимании и принятии целей и задач профессиональной деятельности, наличии сформированных про­фессиональных мотивов, устойчивых предпочтений, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии.

    Другая группа качеств, являющихся необходимым условием становления мастерства, базируется на развитии мыслительных процессов, проявляющихся в нахождении решения управленческих, организационных, творческих задач.

    Следующая группа качеств, необходимых для становления профессионального мастерства специалиста, основана на развитии профессионального самосознания. Они проявляются в осознании личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей. Мастерство специалиста не является чем-то застывшим и не подверженным изменениям, а в зависимости от развития перечис­ленных ниже качеств изменяется, совершенствуясь или деградируя, переходя с одного уровня на другой.

    Представляет интерес исследование деятельности режиссеров детских праздников, проведенное Г.П. Черным, который выявил три уровня мастерства специалистов, работающих в этой отрасли.

    Представленные в таблице материалы показывают достаточно значительный разброс характеристик уровней мастерства. И если высокому уровню присущи активная деятельность, интерес к своей работе, сочетание профессиональных знаний, умений и навыков, то на низком уровне специалист малоактивен, безынициативен, не об­ладает глубокими профессиональными знаниями, умениями и на­выками.

    Можно сделать следующие выводы о факторах, влияющих на формирование профессионального мастерства технологов социаль­но-культурной сферы:

    1. Профессиональное мастерство проявляется в социально-культурной деятельности.

    2. Основы профессионального мастерства можно формиро­вать в процессе обучения.

    3. Формирование профессионального мастерства прямо про­порционально творческой активности, деятельности и самостоя­тельности будущего специалиста.

    4. Мастерство характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений.

    5. Мастерство основано на качествах личности, обеспечи­вающих успешную профессиональную деятельность.

    6. Мастерство специалиста находится в постоянном разви­тии, переходя из одного качественного состояния в другое.

    Однако профессионализм специалиста является лишь основой успешной творческой деятельности. Это относится ко всем творче­ским профессиям, в том числе и к технологу социально-культурной деятельности.

    Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов рассматривал творчество как важнейший элемент мастерства: «Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда че­ловека и его профессиональное мастерство. Но на этом профессио­нальное мастерство не исчерпывается. Необходима его составляю­щая — творчество, которое проявляется в творческом мышлении».

    Уместно вспомнить высказывание известного музыкального исследователя-педагога В.Г. Ражникова о соотношении профессио­нализма и творчества. Он отмечает: «Профессионализм — это обес­печенный средствами тыл художника, его основа и опора… Про­фессионализм по преимуществу деятельность нетворческая, потому что не имеет отношения к новому, неизвестному. Чтобы стать про­фессионалом, надо укрепиться в уже известном способе… Многое в профессионализме уже известно, потому что уже было, встречалось у всех, кто через известный прием чего-то достиг. Суть творчества, его сердцевину составляют неформализуемые принципиально явле­ния — индукция, вдохновение, предвидение, новизна… Профессио­нализм замечательно полезен как подготовка к творчеству».

    Творчество пронизывает все сферы деятельности специали­ста-технолога. Философский словарь предлагает следующее опре­деление творческой деятельности: «…это активная и осознанная деятельность, направленная на познание и преобразование действи­тельности, создающая новые оригинальные, никогда ранее не суще­ствовавшие произведения. Она порождает нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комби­наций знаний, умений, продуктов».

    Имеющее много общего с менеджерской, педагогической, ху­дожественной деятельностью, мастерство технолога вбирает в себя «качественный уровень профессиональной деятельности», вклю­чающий высокий уровень профессиональных знаний, умений и на­выков, что является показателем профессиональной подготовленно­сти специалиста.

    Формирование творческих возможностей специалиста соци­ально-культурной сферы становится одной из актуальных задач в XXI веке. Разработка высокоэффективных способов ее решения предполагает, с одной стороны, использование новых психолого-педагогических представлений о творческой личности, а с другой -все более активное применение новых средств построения образо­вательных моделей в процессе формирования креативной личности.

    Творческие способности технолога проявляются в его стрем­лении к самораскрытию и самореализации, независимости, ориги­нальности и гибкости суждений и умозаключений, в стремлении к исследованию, в отсутствии стереотипов восприятия и мышления, в проявлении активности и инициативы.

    Несмотря на то, что творческие способности часто относят к сфере искусства, они могут проявить себя в любом деле, в разнооб­разных видах человеческой деятельности, в том числе и в специ­альных, облаченных в художественно-образные формы отражениях действительности.

    К общим способностям относят такие, которые выражаются в специфических человеческих качествах — восприятии, представле­нии, воображении, мышлении. Эти качества проявляются в разра­ботке концептуальной основы проекта или программы, крупных масштабных или локальных форм СКД, они способствуют форму­лированию основной идеи, целей и задач, направленных на созда­ние смыслового художественного образа.

    Специальные способности предполагают наличие особых ка­честв и свойств личности, которые ей необходимы в профессио­нальной деятельности (в одном из видов искусств или другой сфе­ре). Например, в культурно-досуговой деятельности специальные способности включают в себя: быстроту и гибкость мышления, раз­витое эстетическое чувство, умение понимать и ценить прекрасное, образно-эмоциональную память, богатое воображение, интуицию, способность рождать оригинальные идеи, создавать нечто новое в профессиональной деятельности в сфере менеджмента или техноло­гического проектирования (сценарий, проект, программу или дру­гие формы), способность к риску и т.д.

    Специфические узкопрофессиональные способности предпо­лагают конкретную управленческую, организаторскую, исполни­тельскую деятельность по организации себя, творческих коллекти­вов, органов управления, предполагающую реализацию творческих идей, создание стабильных отношений с окружающими, предвиде­ние и разработку перспектив развития отрасли.

    Успешное развитие творческих способностей специалиста-технолога во многом определяется использованием в процессе под­готовки кадров новых обучающих моделей различной степени обобщенности, развивающих общепсихологические и специальные качества творческой личности.

    Изучая психологию художественного творчества, известный отечественный психолог П.М. Якобсон выделяет несколько этапов творческого процесса:

    — появление замысла, обусловленное потребностью в творче­ской деятельности и сопровождающееся состоянием вдохновения;

    — разработка замысла, заключающаяся в поисках путей его образного решения, конкретизация отдельных фрагментов, эпизо­дов, сцен (у технолога — элементов проекта, программы, сценария, сценарного плана), что обусловлено индивидуально-творческими особенностями личности создателя (его воображением, эмоцио­нальностью, наблюдательностью, памятью, богатством жизненных впечатлений, общей культурой);

    — реализация замысла представляет собой наиболее длитель­ный этап, где требуются значительные волевые усилия, работа во­ображения, логичность, ясность и четкость мышления, эмоциональ­ное напряжение;

    — доработка произведения, облеченного в конкретную фор­му, включающую шлифовку, корректировку технических и художе­ственных решений.

    Социально-культурная деятельность как сфера, где трудится социокультурный технолог, образует системное единство пяти ви­дов человеческой деятельности: преобразовательной, познаватель­ной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художествен­ной. Все виды деятельности в творческом процессе сливаются во­едино, вбирая в себя и такие подвиды, как игровая, воспитательная, социально-преобразующая деятельность. Их связь органически вплетается в коммуникативные процессы и общественно-групповые отношения, как слово, танец, музыка, игра, изображение сливаются в единое произведение — проект, сценарий, программу.

    Творческий процесс не является синонимом деятельности, поскольку она может быть и нетворческой, исполнительской, ре­продуктивной, механически однообразной.

    В творческой деятельности возникают новые, небывалые ма­териальные и духовные ценности. А такое становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности челове­ческой личности — разум, воображение, эмоции, воля. 1 Творчество в преобразовательной деятельности социокуль-турного технолога опирается на познание, оно немыслимо без ярко выраженной ценностной ориентации, общей культуры и общения.

    С другой стороны, элементы творчества присутствуют и в по­знании мира, и в оценке его явлений, и в общении между людьми.

    Творчество несет печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время результаты творчества социально зна­чимы.

    Лишь тогда творческая деятельность социально-культурного технолога целесообразна, когда он стремится реализовать какую-нибудь цель. Но цели могут быть поставлены по-разному. Чем бо­лее широки, глубоки, человечны, социально важны цели, тем в большей степени творческая деятельность приобретает социальную и эстетическую ценность. И здесь включаются высшие духовные способности специалиста, поскольку цели определяются им по ре­зультатам объективного познания мира и осознания своих потреб­ностей.

    Деятельность профессионала-технолога, направленная на достижение поставленной цели, предполагает владение секретами этой деятельности, добытыми практикой многих людей, множества поколений и передаваемых друг другу в процессе обучения, науче­ния, общения. Но она включает и индивидуальные умения, мастер­ство, искусность (искусство педагога, искусство сценариста, искус­ство постановщика).

    Подводя итоги рассмотрения профессиональных ценностей и качеств личности технолога социально-культурной деятельности, можно предложить некую идеальную модель специалиста.

    1. Технолог социокультурной сферы должен обладать широ­ким кругозором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирую­щим действия коллег на повышение общекультурного уровня насе­ления и развитие духовного потенциала.

    2. Технолог СКС — человек неравнодушный к боли каждого человека, «язвам» общества, умело расставляет акценты частных явлений, поднимая их на уровень социально значимого звучания и наоборот — общие социальные проблемы раскрывает через частные примеры обыденной жизни.

    3. Технолог виртуозно владеет приемами, способами и мето­дами влияния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватную целям и задачам форму.

    4. Он обладает эмоционально-образной памятью, творческой фантазией и воображением, образным мышлением, ярко выражен­ной тягой к поиску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных форм влияния на аудиторию.

    5. Он широко использует социологические и другие исследо­вательские методы в разработке социокультурных проектов, обладает аналитическим мышлением, научно обоснованно формулируя «проблемное поле» конкретного социума.

    6. Технолог СКС умеет «заразить» сотрудников своей идеей, отобрать необходимых людей для создания и осуществления проек­та, обоснованно доказать необходимость разработки творческого проекта и убедительно отстоять основные его позиции, привлечь к деятельности широкую общественность. Виртуозно владеет секре­тами коммуникативной культуры, приветлив, доброжелателен и уважителен с людьми.

    7. Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоящей акции для коллектива, работающего по ее осуществ­лению, принять своевременные решения, актуальные для конкрет­ного времени.

    8. Он постоянно работает над повышением своего профес­сионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по технологии сотрудничества внутри коллектива и с ауди­торией.

    9. Такой идеальный технолог в совершенстве владеет органи­зационно-управленческими технологиями, умеет наладить контакты с государственными, общественными и коммерческими (частными или акционерными обществами), привлечь людские, материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого проекта, правильно спланировать, распределить задания и ответст­венность, осуществлять контроль над качеством выполнения зада­ний, выбрать адекватные формы поощрения или порицания.

    10. Он обладает высокими нравственными принципами, спра­ведлив и объективен. Является примером ответственного отноше­ния к обязанностям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствовани­ем собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и по­сетителей учреждения культуры.

    Содержание труда. Специалист по социально-культурной работе обеспечивает организацию и проведение культурно-просветительской, спортивно-оздоровительной и развлекательной работы среди детей, юношества и взрослых. Его деятельность направлена на удовлетворение духовных потребностей населения в сфере досуга.

    Социально-культурная работа предполагает организацию свободного времени, отдыха и развлечений для населения; объединяет в себе кружково-студийную работу по направлениям творчества, работу секций по видам спорта, работу любительских объединений, курсов обучения и программ дополнительного образования.

    Социально-культурная деятельность является многофункциональной, предполагает использование разнообразных менеджерских, маркетинговых, рекламных и управленческих технологий в области спорта, культуры, искусства и массовых зрелищ.

    Специалист по социально-культурной работе разрабатывает, готовит и проводит массовые мероприятия; организует и координирует работу коллективов, просматривает выступления; выполняет административно-хозяйственную работу, связанную с материальным обеспечением; участвует в разработке культурных проектов, программ, сценариев празднеств и массовых мероприятий.

    Условия труда. Работа проходит в вечерние часы и общевыходные дни, иногда на открытом воздухе.

    Области применения: центры досуга, дома творчества, дворцы культуры, учреждения образования и культуры, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские спортивно-оздоровительные лагеря, культурные фонды, подразделения по социально-культурной работе крупных компаний и организаций, предприятия экскурсионно-туристического бизнеса, рекламные агентства.

    Основное содержание деятельности специалиста по социально-культурной работе составляет работа с людьми. Она предполагает постоянное общение в форме бесед, встреч, переговоров, согласований, обсуждений. Общением наполнены все аспекты труда – приходится устанавливать контакты с различными организациями, учреждениями, фондами и коллективами. Успех дела часто зависит от психологической готовности к сотрудничеству, эмоциональной открытости, умения найти подход к людям, способности увлечь своими замыслами, расположить к себе.

    Социально-культурный работник должен обладать знаниями в области организации досуга, педагогики, психологии, этики, искусства, народного творчества, исполнительских искусств, спорта, экономики, менеджмента, маркетинга, рекламы.

    Доминирующая профессиональная направленность – на работу с людьми и художественным образом. Профессиональный тип личности – социальный, артистический, предпринимательский.

    Доминирующие интересы – к общественной работе, педагогике, изобразительному, сценическому искусству, музыке, спорту.

    Сопутствующие интересы – к истории, литературе, экономике, праву, социологии, науке, технике.

    Необходимые качества. Должен быть общительным, уравновешенным, энергичным, настойчивым, ответственным, гибким, обладать организаторскими способностями. Необходимы хорошие внешние данные, артистизм, художественный вкус, хорошее здоровье и высокая работоспособность.

    Родственные специальности: менеджмент в кино и телевидении, культурология, менеджмент шоу-бизнеса, социальная педагогика досуга, менеджмент экскурсионно-туристической деятельности, режиссура театрализованных форм досуга, социокультурный менеджмент молодежных движений.

    Профессия востребована на рынке Санкт-Петербурга и области, однако спрос нестабилен, имеет сезонный характер.

    Пути получения профессии – колледжи и высшие учебные заведения.

    Александр Владимирович Трухачев, Ирина Викторовна Таранова

    Метки: профессия, специалист

    Рубрики: Статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *