Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету — свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания — не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету — как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов 🙂 А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей — собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки — переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом — интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Специалисты рассказали, что делать, если ребёнок плохо учится в школе. Многие родители ругают за это своих детей, пишет «ГлавУфа».

Большинство взрослых не могут найти причину нежелания учиться. Нужно научиться понимать ребёнка. Следует знать, из-за чего у него нет тяги к знаниям.

Все дети разные. Нет смысла оценивать их всех одинаково. Один ребёнок может учиться хорошо, другой не очень. Это природа, и её не изменишь.

Что делать, если ребёнок плохо учится?

Одни дети учатся хорошо, а другие плохо. Образовательная система пытается сделать всех одинаковыми, но это невозможно. Одни дети склонны к учёбе и запоминанию, у других есть творческая склонность. Родителям не нужно переживать по поводу плохой учёбы, советуют психологи.

Есть много людей, которые раскрыли свои способности позднее, чем их сверстники.

  • Общая система, согласно которой детям нужно идти в школу в 6-7 лет, давно не актуальна. Все дети по-разному развиваются. Одни могут начать обучение в 4-5 лет, а другие только в 10 лет.
  • Каждый ребёнок талантлив по-своему. Нужно помочь ему развивать талант, а не заставлять быть как все остальные.
  • Часто ребёнок просто не хочет учиться. Ему хочется гулять, а не учиться. Для этого нужно заинтересовать ребёнка учёбой.

Родителям трудно не вкладываться в академическую жизнь ребёнка, потому что все мы знаем, насколько это важно для их будущего. С нашей точки зрения, наши дети не должны ставить такие вещи, как друзья или электроника, выше своей учёбы. Правда в том, что большинство детей мотивированы, но родителям хочется большего.

Ниже приведены советы о том, как вы можете мотивировать своего ребёнка учиться лучше в школе.

Поддерживайте с детьми открытые, уважительные и позитивные отношения

  • Это позволит вам быть наиболее влиятельным.
  • Это является вашим самым важным инструментом воспитания.
  • Наказаниями, проповедями и угрозами вы ничего не добьётесь и нанесёте ущерб вашим отношениям.
  • Ваши чувства тревоги, разочарования и страха нормальны и понятны.

Помните, что ваш ребёнок ведёт себя таким образом не специально. Он не хочет сделать вашу жизнь несчастной. Когда вы почувствуете, что начинаете нервничать, попробуйте сказать себе: «мой ребёнок просто ещё не всё понял». Помните, ваша задача — помочь им научиться быть ответственными. Если вы проявите негативные эмоции и сделаете это моральной проблемой, то ваш ребёнок может начать вести себя вызывающе по отношению к вам.

Включите правило «когда ты»

Один из уроков жизни состоит в том, что мы получаем лакомства после того, как делаем свою работу. Вам платят после того, как вы поработаете на своей работе.

  • Поэтому начните говорить такие вещи, как: «когда ты закончишь учиться, то можешь пойти в дом Гэвина.»
  • Или «когда твоя домашняя работа будет завершена, мы можем обсудить просмотр того фильма, который ты хотел посмотреть.»

Применяйте это правило и придерживайтесь его. Если ваш ребёнок еще не обладает способностью планировать, инициировать и настойчиво следовать этому правилу, вы должны помочь ему научиться делать то, что его собственный мозг ещё не готов делать, а именно создавать систему.

Когда вас пригласят войти

  • Если ваш ребёнок не учится, и его оценки падают, вы должны помочь ему создать структуру, которую он не в состоянии создать для себя.
  • Эта структура может включать в себя запланированное время обучения, наличие компьютера в общественном месте в вашем доме.
  • Вы можете сказать: «никаких видеоигр или телевизора, пока не будет сделано домашнее задание.”

Вы можете решить, что он должен потратить определённое количество часов на учёбу. В течение этого времени никакая электроника или другие отвлечения не позволены. Вы можете установить правило, что даже если он заканчивает все свои домашние задания, он должен завершить учебное время, просматривая, читая или редактируя. Вы можете установить правило, что он посвящает полтора часа тихому времени. Никакой электроники, он просто делает свою работу.

Поймите, что это не означает наказания; скорее, это помогает ему развить хорошую трудовую этику и сосредоточиться на своих школьных предметах.

Некоторые дети лучше слушают музыку во время учёбы, но никакая другая электроника или многозадачность не рекомендуется.

Спросить учителя

  • Если оценки вашего ребёнка и его рабочие привычки не соответствуют требованиям, вы можете составить план, сев рядом с ним и его учителями.
  • Как только ваш ребёнок станет лучше управлять своим временем, завершая свою работу и просматривая свои предметы перед тестами, тогда вам пора отступить.

Определите место исследования

Возможно, вам придётся сидеть с вашим ребёнком, пока он делает свою работу или, по крайней мере, быть рядом, чтобы помочь ему оставаться сосредоточенным. Ему может понадобиться тихое место вдали от братьев и сестёр, или он может сделать лучше в комнате рядом с другими. Вы можете помочь ребёнку экспериментировать. Вы не будете выполнять его работу за него, но вам может потребоваться пересмотреть работу и спросить, имеет ли определённый абзац смысл для него, например.

Разбить задания

  • Решите вместе, будет ли полезно для вашего ребёнка разбить задания на маленькие кусочки и организовать в календаре то, что он должен делать каждый день.
  • Вы можете достать ему большой настенный календарь или белую доску.
  • Вы также можете получить дополнительную помощь от учителя или нанять репетитора для него, если это входит в ваш бюджет.

Будьте добры, но тверды

Старайтесь изо всех сил быть родителем, который добр, полезен, последователен и твёрд. Для каждого негативного взаимодействия с вашим ребёнком постарайтесь создать десять позитивных. Постарайтесь сосредоточиться на поддержке и ободрении его вместо того, чтобы беспокоиться и ворчать.

Отсутствие мотивации или тревоги?

  • Признайте, что в значительной степени отсутствие мотивации у вашего ребёнка (или то, что выглядит как безответственность) может быть его собственной тревогой или стыдом за успеваемость и школьные задания.
  • Большинство людей беспокоятся о том, чтобы делать определённые вещи, и избегают их, как чумы.

Дети могут не в состоянии объяснить вам всё это, потому что это не всегда происходит на сознательном уровне.

Учите жизненному балансу

Не забывайте всегда иметь в виду общую картину. Вместо того, чтобы сходить с ума по оценкам вашего ребёнка, помогите ему сбалансировать свою жизнь с друзьями, другими видами деятельности, волонтёрской работой и семейными мероприятиями. Участвуйте в школьных делах, когда вы можете, и проявляйте интерес к школьным проектам ребёнка.

Не надо футуризма

  • Когда мы видим, что наш ребёнок не имеет никакого интереса в своей жизни, легко начать беспокоиться о его будущем.
  • Когда он ведёт себя так, как будто его не волнует ничего, кроме видеоигр и его друзей, мы беспокоимся, что он не будет успешным.
  • Это усиливает нашу тревогу и страх. Но вот правда: никто из нас не имеет хрустального шара и не может реально заглянуть в будущее.

Сосредоточение внимания на негативных вещах, которые делает ваш ребёнок, только привлечёт к ним внимание и может настроить вас обоих на борьбу за власть.

Вместо этого сосредоточьтесь на положительных чертах вашего ребёнка. Он общительный или хорошо умеет обращаться с животными? Сосредоточьтесь на всех вещах, которые входят в развитую, успешную личность, а не только на учёбе и оценках, и помогите своему ребёнку развиваться в социальных, творческих и эмоциональных отношениях.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *