(оригинал взят с сайта «Малой Родины» http://www.mr-rf.ru/blog/7522/tsyganskii-mir-v-dyagilevo
8 апреля отмечается международный день цыган. По-настоящему об этом народе, так долго живущем рядом с нами, мы мало что знаем. Об удивительном мире рязанских цыган рассказал один из старейшин цыганского табора Иван Борисович Михай.
Дягилево в Рязани считается цыганским поселком. С 50-х годов, там проживают Крымские цыгане с фамилией Оглы, еще там уживаются так называемые Плащуны, выходцы из Молдовии, и Михаи.
Михаи — самые многочисленные в Дягилево цыгане. Их около 100 семей, однако это условные цифры, точное количество подсчитать не берутся даже они сами. Михаи перекочевали на территорию России в 30-е годы XX века из благодатных земель Бессарабии. Путь передвижения табора по России отследить невозможно, но в Рязань они перебрались из Ленинградской области в 1955 году. Тут же их и встретил хрущевский закон, обязавший всех вольных цыган на территории СССР обосноваться на одном месте. Тогда целыми таборами цыган попытались расселить в хрущевках. Советское партийное руководство сделало попытку социализировать цыган. Однако, находя всяческие лазейки, цыгане как жили так и продолжают жить своей старой жизнью. Не каждый из цыган даже в наше время, когда без документов никуда, считает необходимостью иметь паспорт. В ЗАГСы и другие представительства власти они обращаются только когда нужно выбить какое-нибудь пособие.

Из всех законов цыгане до сих пор чтут только свои. Община — основной принцип самоорганизации этого народа. Им внушают это с детства. Это первооснова их жизненной философии, передаваемая из поколения в поколение. Этот праотеческий наказ они как послушные дети выполняют и по наше время. Все основные вопросы решаются только в узким кругом общины.
— Мы вольные люди, такими были и останемся- поясняет Иван Борисович, — К одному месту нас сложно привязать и как либо обязать тоже. Даже с 50-х годов, с тех пор как мы живем у нас только 2 парня в армии служили. Это не потому что мы отлыниваем от службы, просто к 18 годам у каждого из нас по 2-3 ребенка. Жениться у нас принято рано, по светским мерками, в 13-16 лет. Я сам работать начал с 12 лет. Цыгане и учиться не любят. Отношение к этому делу простое. Не хочешь учиться- не учись! Однако, как только мальчик женится он идет работать.
Михаи занимаются металлом. Складывается такое впечатление, что когда-то кого-то из их табора научили обращаться со сварочным аппаратом и с тех пор это ремесло передается от одного к другому. Только таким образом какие-либо знания приживаются в их мире. В советские годы мужчины работали в колхозах, сейчас им приходится обходиться разовыми работами да перепродажей металла.

Однако, необходимость идти в ногу со временем уже добралась и до архаичного цыганского мира. Многие в таборе хотят, чтобы их дети получили высшее образование.
— Я говорю своему сыну — учись, учись! Сейчас все эти компьютеры, телефоны… Без них уже никуда. Я не помню ни одного из знакомых цыган, у кого было бы высшее образование. Но время диктует, что оно нужно, — говорит Михай
А нужда в образованных людях в таборе появилась совсем недавно. Последнее время участились случаи полицейского произвола. Ромалы жалуются, что в их дома зачастили пьяные сотрудники полиции и забирают всех кого ни попадя, даже женщин с грудными детьми в отделение, где пытаются «повесить» на них недавние кражи на районе. Ивану Борисовичу, помимо всего прочего являющегося помощником депутата областной думы, часто приходится отстаивать права цыган.

Кражи, со слов местных жителей, в Дягилево случаются, однако, как правило, это кражи мелкие. Если цыгана заметят за этим делом, то в общине его наказывают, а пострадавшему возвращают украденное. Такого чтобы кто-то переехал из-за близости к цыганам в поселке никто не припомнит.

Сами же Михаи живут не богато, в домах у них мало всяческой утвари. Отсутствует водопровод. Часто отключают свет. В межсезонье и дожди дороги размывает и до них невозможно проехать даже машинам «Скорой». Дома сколочены из подручных материалов. Компьютер в доме — большое богатство и стоит в доме Ивана Борисовича. Замки на дверях никто не ставит,потому что точно уверены, что никто не посмеет своровать у своих. Каждый цыган может в любой момент зайти в дом соседа и его никто не прогонит. В доме Ивана Борисовича постоянно кто-то находится, он сам не может сказать с уверенностью сколько человек сегодня у него останется ночевать.

— Про равноправие в семье цыгане не рассуждают. — делится секретом семейного счастья цыганский старейшина, — Женщина в цыганской семье ответственна за её прокорм. А семьи у нас большие, по 5-8 детей. Женят нас родители, а со временем слюбливается. Я со своей женой в браке уже 42 года. Рожают женщины рано. Что касается отношений, то жена должна быть полностью послушна мужу. Нельзя даже, чтобы женщина без разрешения мужчины прошла перед ним. Это очень плохой знак. И за это её могут отругать.
Цыган найдет родственника в любом краю. Он может не уметь писать, читать, но свои родственные связи он знает прекрасно. Каждый знает своих предков вплоть до 8 колена, а то и больше. Это вызвано тем, что смешанные браки в цыганской культуре категорически возбраняются. Даже не одобряются браки между разными цыганами. У них есть четкие различия, в том числе и на языковом уровне.
Недавно в дягилевской 30-й школе, где так получается, что учатся в основном цыганские дети, учителя начальных классов получили книги «Сказки на цыганском языке». В 1 классе из цыган мало кто понимает по-русски. В поселке сразу же оживились, порадовавшись заботе проявленной сверху. Директора школы цыгане очень хвалят и уважают.

Может показаться, что в системе цыганских ценностей — традиционный кочевой уклад теперь не самое главное, и это ошибочное мнение. Со слов Ивана Борисовича Михая, их табор может в любой момент собраться и уехать. И это только внешне может показаться, что они прикипели и привязаны к этому месту. Каждый цыган знает цену своей свободы, которую они никогда не променяет ни на какие общественные блага.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *