,,,Детская страничка ,,,История о том , откуда появилась бабка Ёжка ,,, А вы знаете откуда появилась Бабка Ёжка ? И я не знала ,,,, Вот тут недавно , на днях пришли ко мне в гости внучата с ночёвкой , ну и я как нормальная бабушка стала вечером перед сном им читать сказку . Там в сказке было сказано что , в лесу стояла избушка на курьих ножках и в ней жила Баба Яга костяная нога . И тут моя внучка задала мне вопрос : А кто такая Бабка Ёжка ? Откуда она взялась ? ,,, Я ответа не знала на такой вопрос , замялась , но пообещала что , завтра расскажу про Бабку Ёжку . Когда мои все уснули , я скорей уселась к компьютору , искать ответ на этот заковыристый вопрос в интернете : Откуда появилась Бабка Ёжка ? Откуда пришла эта старуха с костяной ногой да с бородавками на носу? ,,,Оказывается, версий происхождения Бабы Яги великое множество , вот три из этих версий : Версия первая : Если верить её словам, то во времена татаро-монгольского ига был некий жестокий старик-военачальник кочевого племени, который просто купался в славянской крови и сидел на троне из костей невинно убиенных. Любил он, как и все его сородичи воровать детей для продажи на невольничьем рынке, издеваться над беззащитными женщинами… Но порой, когда ему доводилось брать в плен храбро сражавшихся русичей, он «впадал в милость» – загадывал им загадки, ребусы. Естественно, практически невыполнимые и неразрешимые. Если же кому-то все-таки хватало смекалки решить все задачки, жестокосердный и, кстати, хромоногий старик отпускал его восвояси, сажая на хорошего коня и давая провиант в дорогу. Причем здесь Баба Яга? Все очень просто: Бабай – так, переделывая тюркское слово baba – с ударением на последний слог (уважительное обращение к деду, старику), славяне называли захватчиков почтенного возраста. Ага – это воинский титул. Соединяя все вместе, получаем Бабай Ага. Со временем это словосочетание трансформировалось в более созвучную для нашего произношения версию – Бабайка или Баба Яга . И кровожадному захватчику пришлось натянуть на себя юбку , так сказать . Татаро-монгольское иго сгинуло, но злодейский образ, воплощающий в себе пережитые страхи наших предков, остался, обрастая мистическими способностями и сказками . Вторя версия : Из русской печки – в счастливую сказку с надеждой на выздоровление . Баба Яга родилась тогда, когда на Руси искореняли язычество, а вместе с ним исконно славянские народные способы лечения и обычаи: Например , припекание, когда обворачивали болеющего рахитом, мышечной слабостью ребенка в толстый слой теста, клали его на широкую хлебную лопату и трижды засовывали в хорошо разогретую печь, чтобы вышибить из тела болячки; обереги-черепа над входом в жилище, отпугивающие злых духов. Печка , лопата , веники , метла , травки — это атрибуты Бабы Яги, прообразом которых наверняка стали бабки-знахарки, повитухи, жившие в отдалении от сел, деревень, городов – в лесных избах, землянках, что стояли частенько на сваях (куриных ножках), для того, чтобы зверье к ним не наведалось да незваные гости. Они то и помогали в болезнях , недугах и учили рожениц. Их вызывали, когда у человека случалась болезнь . И вокруг их жилища всегда весели черепа. А когда для зелья нужны были особые ингредиенты, могли и кровь пустить – не только животному, но и человеку ( ну только чуть — чуть немного ) . Ведунь , знахарей уважали, но боялись, а когда церковь признала их воплощением богохульства и зла, к ним шли только в самом экстренном случае, боясь наказания. Версия третья : Баба Яга героиня вымышленных русских сказок. На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса жила старая Яга. Временами она — злобная ведьма — налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, — и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор и в сказку почему этот образ так неоднозначен . Все знают и помнят практически всё о её проделках. Как правило, они весьма неприятны. И самой героине отводят место нечистой силы. Тем не менее, в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте её из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушка изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит всё остальное. Таким образом, без неё никуда. Где жила Баба-Яга? На грани двух миров, светлого и темного . Она имела обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещала их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, на это трудно дать прямой ответ . Но если смотреть с точки зрения славянской культуры, то Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный. Не зря во всех сказках Баба Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице. К XIX веку Баба Яга утратила свою злую силу и она превратилась в обычный сказочный персонаж, которым можно напугать только детей, да и то маленького возраста. А в ХХ веке, во многом благодаря ТВ , мультфильмам , Яга стала едва ли не комическим персонажем – а смех, как известно, побеждает страх. Вот такие непростые корни у нашей Бабы Яги. И всё же мне ближе русская версия , в которой Баба Яга лечит от болезней народными способами . А вам какая версия по душе ? ,,,

В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.
Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.
В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.
В образе Бабы-яги, по мнению Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».
«Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее».
Из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.
Правда, напрямую в сказках не говорится, что Яга слепая. Встретив героя, она восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека.
Встретив героя, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мертвых.
Далее «классическая» Баба-яга дает герою добрый совет, дарит волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками. Такой тип Яги Владимир Пропп назвал Ягой-дарительницей.
В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги, и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич крадет у Бабы-яги волшебного жеребенка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке.
Третий тип Яги — похитительница детей. Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой.
Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.
Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.
С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *