Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Того, что имеет, человек не ценит. Обладание, владение чем-то воспринимается как данность. Лишь с потерей приходит понимание важности утраченного.
О былом здоровье вспоминают с появлением болезней. Жгучая потребность поговорить по душам с родителями является с их уходом. Когда дети были маленькими, выслушивать их, ласкать, баловать не было ни сил, ни времени, ни желания. Выросли, всё появилось, да им не нужно

Автором выражения «что имеем — не храним, потерявши плачем» является поэт, драматург-переводчик, режиссер Московского Малого театра Сергей Петрович Соловьёв (1817–1879). Одноактный водевиль такого названия был им создан в начале 1840-х, одобрен цензурой в 1843 году, поставлен в 1844 году. Водевиль имел успех, много лет шел на сценах русских многих театров, одна из постановок, например, состоялась 16 марта 1894 года в Варшаве. Кроме водевиля «Что имеем — не храним, потерявши плачем» Соловьёв сочинил, перевёл, переделал с французского ещё множество водевилей, комедий и драм

    — Девичьи клятвы, или Вся беда от романов
    — Тетушки и добродетель
    — Старый математик
    — Марфа Ивановна и Захар Захарыч Собачкины, или Поставлю на своем
    — Колечко с бирюзой
    — Волшебная Роза, или Уездные честолюбцы
    — Домик холостяка, или Не рой яму, сам попадешь
    — Что и деньги без ума
    — Небо и земля или Жизнь художника
    — Невесте сорок пять, приданого сто тысяч
    — Чудная девушка, или Редкость XIX века
    — А справочку навести не мешает!
    — Ночное привидение или Преступник поневоле
    — Война в малом виде, но в большом свете
    — Вдвоем поехали, втроем воротились
    — Вдова замужем, или Мертвый живому житья не дает
    — Отец — жених, а дочь невеста, или с Больной головы на здоровую

Однако, не смотря на популярность спектакля, крылатым фразеологизм «что имеем — не храним, потерявши плачем» стал благодаря сочинению Козьмы Пруткова «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы», в 1854 году опубликованном в номерах втором и шестом журнала «Современник»

Мысли, аналогичные выражению «что имеем — не храним, потерявши плачем»

  • Цену людям, нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем (Писемский)
  • То, что у нас есть, мы не признаем (Шекспир)
  • Добро потерянное — добро оцененное (Иоганн Готфрид Гердер)
  • Ненавидим добродетель при жизни, исчезнувшую с глаз с завистью ищем (Гораций)
  • Душа желает то, что потеряла (Петроний)
  • Тогда только мы считаем наше хорошим, когда мы потеряли, что имели (Тит Макций Плавт)

Применение пословицы в литературе

— «Вот уж воистину: что имеем ― не храним, потерявши ― плачем…» (Михаил Щукин. «Белый фартук, белый бант…»)
— «Потерять можно только то, что имеешь. Что имеем ― не храним… А я Машу не взял» (Алексей Иванов «Географ глобус пропил»)
— «Получилось по известной поговорке: «Что имеем не храним, потерявши ― плачем» (Леонид Утесов «Спасибо, сердце!»)
— «Мы, русские, что имеем ― не храним, чего не имеем ― тем хвастаемся!» (Сергей Залыгин «Комиссия»)
— «Ценность, как бы она ни была субъективна, я могу с чем-то сравнить, выразить, осознать, пусть даже и запоздало («что имеем не храним, потерявши плачем»), а значимость…» (Владимир Леви «Искусство быть собой»)
— «Обыкновенно люди не ценят того, что им дано, ― банальное ― Что имеем, не храним, Потерявши, плачем. Но кому выпало счастье жить в «волшебном городе на берегах Невы» ― ценили его, гордились им и любили его» (Г. В. Иванов «Закат над Петербургом»)
— «Мы не дорожим тем, что достается легко, ― что имеем не храним, хотя потерявши плачем» (А. А. Фет «Из деревни»)

Что имеем не храним, а потерявши плачем,
Ведь так устроен мир и не может быть иначе.
Терзая муками итак растрёпанную душу,
Незнаю почему всегда Я счастье своё рушу….
Немеют пальцы рук моих и в голове мутнеет,
Кого то греет солнца луч, но он меня не греет.
И словно клок волос Я вырываю своё сердце,
Всё просто..Раз..замок на ключь..закрыта в него дверца!
Контракт расторгнут, мне любовь уже не снится,
Банальность мыслей убивает, разбиться, утопиться?
И временной песок теперь несщадно утекает,
А в жилах стынет кровь, пульс, как лампа угасает.
Расставить по местам всё? Да нет. Наверно поздно.
Ждать на экране её номер? Наверно несерьёзно.
Внимать тиши ночной? Да! Было бы не плохо…
Но её голос затвердел в душе моей глубоко.
Дождь тарабанит по корнизу, это что-то значит,
Наверно горькое небо вместе со мною плачет.
И каждый час умножает мою лютую грусть,
Я не вернусь к тебе!Нет! Слышишь? Не вернусь!
Ну что Я размечтался? Как будто кто-то просил,
Я на любовь потратил, просто немеренно сил!
При каждой соре, видел наивное лицо,
Думал Я виноват, считал себя подлецом!
Сам себе жизнь сломал! В руках козырь держал!
При мысли потерять тебя,тут же зябко дрожал!
Но карту потерял! Что теперь в петлю лезть??!!
Нет!!! Я хорошо сыграю теми, которые есть!!!
Я буду ими играть, их ночь за ночью менять,
Но всё равно с каждой, Тебя вспоминать!!!
Моё тело холодное, теперь ничто не согреет!
Я останусь один! А сердце пусть заржавеет!
Вот рассвет наступает, погоди не спеши,
Я себе повторяю: «Давай парниша! Дыши!
Мои неясные мысли, самоубийство пророчат,
Мир потеряет меня, теперь наверное точно.
Убить себя грех! Ты прости меня боже!
Ооо! Этот яркий рассвет, ни на что не похожий.
Живите без меня. Своё достаточно пожил!
Вот так сам себе, возможность смерти умножил!!!
Да что умножил? Сделаю, если сказал!
Сажусь за руль, резко давлю по газам.
Моё второе Я, чуть-чуть ещё сомневается,
Мне пятой скорости мало! Шестая не втыкается!
Вот резкий поворот, меня конечно заносит…
Меня хватает смерть…и с собою уносит….
Прости меня Боже ещё раз. Спасибо тебе!
За то, что позволил мне жить на земле…(пауза).
Вот так имея не храним, а потерявши плачем,
Ведь так устроен мир и не может быть иначе.
С небес вижу твою, поблекше-серую душу,
Незнаю почему твоё Я счастье разрушил!
Наверно не подумал, сделал всё с горяча!
Но если Я рублю, то рублю с плеча….
И точно нас обоих, теперь ничто не согреет,
Твоё сердце теперь, вместе с моим заржавеет…..
(Можно читать в стиле RAP)

Что значит фраза «Имея — не ценим, а потерявши — плачем»? Очень часто в речи встречается такое крылатое выражение: «Имея – не ценим, а потерявши, плачем». Многие даже считают, что это русская народная поговорка. Однако это не совсем верно. Ведь у фразы «Имея – не ценим, а потерявши, плачем» есть автор, давший ей жизнь. Кто придумал эти крылатые слова Некоторые люди считают, что придумал знаменитое выражение «Имея – не ценим, а потерявши – плачем» автор-современник, какой-то поэт, пожелавший остаться неизвестным. Собственно, этому способствует тот факт, что множество любителей побаловаться стихосложением вводят эти слова в свои произведения без ссылки на настоящего автора. Тем самым они вводят в заблуждение читателя, который приписывает эту мудрую мысль именно тому поэту, у которого он впервые столкнулся с ней. Однако сначала фраза «Имея – не ценим, а потерявши, плачем» была использована драматургом-водевилистом С. Соловьёвым в 1844 году. Правда, звучала она немного иначе: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» и фигурировала как название одного нашумевшего в те годы спектакля. Кто помог этим словам получить известность Позднее, через десятилетие, уже в 1854 году, это выражение было использовано в сборнике «Плоды раздумья» Козьмой Прутковым. Следует уточнить, что на самом деле этого автора как такового не существовало. «Козьма Прутков» был псевдонимом, под которым работали братья Жемчужниковы Алексей, Александр и Владимир, а также поэт Алексей Толстой. Поэтому многие ошибаются, приписывая именно им слова «Имея – не ценим, а потерявши – плачем». Кто сказал эту фразу первым, мы теперь знаем – Соловьёв в своём водевиле. Но стала знаменитой она благодаря соавторам «Плодов раздумья». Так что можно считать, что «родителей» у этой мудрости несколько. Смысл слов «Имея – не ценим, а потерявши, плачем» В этой фразе скрыт глубокий смысл. Сами слова можно отнести к любой стороне человеческой жизни. И главное в том, что люди не умеют ценить своё настоящее, всегда хотят большего, из-за чего и клянут то, чем владеют. Говоря о том, что означает поговорка, можно вспомнить такую карикатуру. Человек жалуется на то, что у него немодные кроссовки. А мимо передвигается на инвалидном кресле человек, у которого и вовсе нет ног. То есть, имея ноги, мало кто задумывается о том, какое это великое счастье. А вот потеряв их, инвалид в полной мере понимает, насколько было здорово раньше жить, ходить, бегать, пусть даже и в немодной обуви. Ставши богатым, человек частенько вспоминает голодные студенческие годы с благоговением. Да, когда-то ему было трудно, он даже, возможно, считал себя мучеником, ему хотелось большего. Но, получив всё, о чём мечталось, почему-то успешный бизнесмен грустит и плачет о тех годах, когда не было в достатке хлеба, но были дружба, преданность, любовь, молодость, здоровье. Любите пока любится! Применима эта крылатая фраза и к людским отношениям. Дети часто ругаются с родителями, не слушают их наставлений, обижают их своими грубыми словами. Многие считают себя глубоко несчастными из-за того, что им, по их мнению, достались не понимающие их «предки». Вырастая, дети понимают, что ближе родителей у них на всём свете никого нет. Только к тому времени мать с отцом уже становятся старенькими, больными, измученными из-за неурядиц в семьях, инициаторами которых и были как раз сами дети. А иной раз почувствовать, как же трудно без матери или отца, как сильна их преданность и любовь, приходится уже в юношеском или даже детском возрасте. И тогда подростки тысячу раз проклянут себя за то, что не берегли тех отношений, которые им были даны природой, что не ценили доставшегося им счастья. Сколько призывов беречь своих близких слышим мы от взрослых дочерей и сынов! Слышим, но всегда принимаем близко к сердцу. Родительскую преданность многие считают обязательной, принимают как данность, не ценят. Не отрекаются любя! Супруги, давно привыкшие друг к другу, перестают радоваться своим семейным отношениям. Уж сколько на эту тему написано дурацких анекдотов! Мужья своих жён называют кобрами и змеями, а те в ответ свои вторые половинки награждают не менее яркими эпитетами, называя их козлами, баранами и другими словами. Разговор идёт о самых обычных семейных парах, в которых нет особых проблем – только угасание страсти. И вроде бы разлука должна бы сделать их обоих счастливее, но – нет. Тут-то и понимают бывшие влюблённые, что потерять супруга или супругу равносильно духовной смерти. То же касается друзей и влюблённых, которые думают, что всё происходящее сейчас – несерьёзно, не столь ценно. Поэтому между близкими людьми часто случаются размолвки, недопонимание. И только после разрыва люди начинают понимать, как важны для них были прежние связи. Но, к сожалению, не всегда есть возможность восстановить утраченные отношения. С лёгкой руки поэтов Стихи обладают такой особенностью – образно и кратко излагать суть размышлений о жизни. Поэтому часто в двух строках содержатся очень ёмкие мысли и выводы, к которым приходит думающий поэт. Так и появляются современные поговорки о жизни, которые входят в нашу речь. «От себя убежать невозможно, как бы быстро ты ни бежал!»; «Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно!»; «Стыдить глупца, шутить над дураком и спорить с женщиной одно и то же, что черпать воду решетом. От сих троих избавь нас Боже!» Часто поговорками и пословицами становятся строки из басен. Именно они, являясь моралью этого короткого произведения, раскрывают многие аспекты человеческих страстей, недостатков, ошибок. В этом плане баснописцу Крылову, наверное, принадлежит пальма первенства.

Фото из личного архива

— Ну что, теперь ты счастлива наконец, — спросила Клаву близкая подруга, пришедшая к ней на День рождения, — Ремонт практически завершили, старшая дочь закончила начальную школу, сынок в этом году идёт в первый класс, машину наконец поменяли…
— Нет, Машуль. Разве этому можно радоваться. Этот ремонт — только расстраивает меня. Я ведь хочу, чтобы на Лоджии была маленькая оранжерея, а для этого надо её утеплить. А Верочка закончила 4-й класс с двумя четвёрками. Ну по английскому я ещё понимаю, но по математике, как не стыдно иметь 4-ку, если дед — доктор математических наук. Новая машина мне тоже не нравится, цвет дурацкий. При искуственном освещении в автосалоне, оттенок выглядел иначе, гораздо лучше.
— Ой, не гневи Бога, Клава. Даже у половины семей нет того, что есть у вас. Радуйся тому, что есть. Со временем лоджию сделаете и всё прочее.

Клавдия росла в обеспеченной семье. Она отлично питалась, одевалась в самые модные наряды, носила стильную обувь и пользовалась дорогим парфюмом. У девочки не было братьев и сестер, родители не испытывали каких-либо материальных трудностей, и оплатили ей полностью обучение в медицинском университете и купили автомобиль.
После того, как Клавдия получила высшее образование,она (опять-таки не без помощи родителей) устроилась окулистом в частную клинику.

В студенческие годы у Клавдии было несколько любовных романов, но кавалеры не устраивали её своим материальным достатком (точнее, его отсутствием). На свадьбе подруги она познакомилась с состоятельным мужчиной, работающим на руководящей должности в сфере логистики. Спустя какое-то время, они поженились. Нельзя сказать, что их брак был заключен по любви. Скорее это был взаимовыгодный союз двух обеспеченных людей с целью приумножения своего достояния.

После шикарной свадьбы и медового месяца на Мальдивах молодожёны поселились в квартире жениха. Она была двухкомнатной и довольно просторной, но Клавдия сразу сказала, что хочет минимум трёшку, так как будущим детям будет тесно. Её родители продали одну из своих квартир, и молодые, продав квартиру мужа, купили на общие деньги большую трёхкомнатную квартиру в центре города.

Клавдии всегда хотелось чего-то большего. Она постоянно обновляла свой гардероб, мебель и текстиль в квартире. От супруга она требовала в подарок драгоценности. И ничем она не была довольна. Даже успехи детей никогда не радовали её. Дочка изо всех сил старалась учиться на отлично, но Клава считала, что она недостаточно старается. Сын в свои 6 лет довольно успешно занимался в футбольной секции, но Клаве не нравилось, что он так и не научился кататься на коньках.

Они почти каждый год делали ремонт, так как Клавдии постоянно надоедала обстановка. Она купалась в роскоши и совершенно не ценила того, что имеет. За всю свою жизнь ни разу не радовалась от души какому-либу хорошему событию, случившемуся в её жизни, а их происходило немало. Она даже была недовольна тем, что вместо планируемой поездки в Венецию они с мужем побывали на Острове Сант-Эразмо, по стечению обстоятельств.

Через месяц после Дня рождения, проведённого в обществе семьи и подруги, когда Клава сокрушалась, что цвет нового автомобиля совершенно ей не нравится, произошла трагедия. Муж, возвращаясь из загородного коттеджа с её родителями, на новеньком БВМ попал в ДТП. На трассе в заднюю часть его автомобиля, врезалась фура. Родителей Клавдии, сидевших на заднем сидении, спасти не удалось. Мужчина же получил сильные травмы и в настоящее время он в тяжёлом состоянии.

Пожалуйста, цените жизнь, неважно какова она,
И помните, что ваша жизнь увы не так уж и длинна.
Неважен цвет авто и шубы, неважны, суммы на счетах.
Пусть будут только живы дети, родители, без слёз в очах.

Рекомендую к прочтению:

Моё счастливое детство

Покупать ли детям квартиры

ПрОклятая квартира

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *